double arrow

Западная культура XX века

Катастрофы и достижения ХХ в. Крушение колониальной системы. Мировые войны. Фашизм и Холокост. Оружие массового уничтожения. Угроза жизни на Земле. Создание биполярного мира. Период «холодной войны» (У. Черчилль). Развал Советского Союза. Американоцентризм. Создание единой Европы. Глобализм и антиглобализм. Исламский фундаментализм. Научно-техническая революция. Изучение макромира и микромира. Освоение космоса и Луны. Неклассическая механика (А. Эйнштейн), физика (Н. Бор), философия (М. Хайдеггер), психология (З. Фрейд). Релятивизм. Разрушение веры в человека и его разум.

Новые типы искусства: кино, дигитальные искусства. Экранная культура. Массовая культура как культура постиндустриального общества. Использование кино, радио, телевидения и прессы в идеологических целях (манипуляция сознанием). «Фашизоидное общество» (Э. Фромм). Коммерциализация идей, тиражируемость, продаваемость, доступность, симуляция ценностей. Механизмы трансляции массовой культуры: мода, дизайн, реклама. Разрушение ауры уникальности произведения (В. Беньямин). Потеря интеллектуального начала. Социальная дифференциация культуры. Бэби-бум (1950-е гг.). Конфликт поколений. Возникновение молодежных субкультур. Идеи «контркультуры» (Г. Маркузе). «Сексуальная революция» (В. Райх). Ускорение жизни, «футурошок» (Э. Тоффлер).

Культура первой половины ХХ века. Модернизм как общекультурное направление. Происхождение термина. Модернизм как совокупность течений. Декаданс как мировоззрение рубежа XIX-XX вв. Модерн (1900-1910-е гг.). Стиль элитарных и доходных домов. Модерн в разных странах (А. Гауди, В. Орта, О. Бёрдсли, Ч. Макинтош, А. Муха). Развитие символизма (М. Метерлинк, Г. Климт). Фовизм (А. Матисс). Экспрессионизм (Э. Мунк, Ф. Кафка). Понятие авангарда. Кубизм (П. Пикассо). Футуризм (Ф. Маринетти, Дж. Балла). Влияние фрейдизма на искусство (метод свободных ассоциаций, автоматическое письмо). Дадаизм и сюрреализм (М. Дюшан, А. Бретон, С. Дали). Школа «потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст).

Культура второй половины ХХ века. «Невозможность» искусства (Т. Адорно). Конструктивизм (1920-е гг. – вторая половина ХХ в.). Отказ от декоративных элементов. Функционализм. Создание современных городов, современного жилья. Идеи Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта. Битники (У. Берроуз, Г. Миллер). Расцвет латиноамериканской культуры. Мифологический реализм (Х. Борхес, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес). Авангардные течения: оп-арт, поп-арт, боди-арт, кинетическое искусство, гиперреализм, концептуализм. Постмодернизм как общекультурное направление. Характерные черты: ирония, интертекстуальность, влияние науки на искусство и наоборот, внимание к иррациональному. Перформанс и хэппенинг.

Вопросы к теме:

1. Как влияет художественное творчество на развитие культуры в целом?

2. Назовите основные стили и направления в искусстве согласно эпохам?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: