Русская культура IX-XVII веков

Специфика русской культуры

Историю России можно представить как летопись цивилизации, которая обладает общими чертами и особенностями и по отношению к европейской цивилизации, и по отношению к традиционным цивилизациям Азии. Россия занимает особое место между Востоком и Западом. Поэтому можно указать на общее и особенное в ее развитии, раскрыть самобытность российской истории. Россия всегда отличалась неимоверностью неосвоенных пространств и небольшим количеством людей, живущих на этих просторах. Многие специалисты указывают на роль степного фактора, который мешал верховенству права и закона. Культурологи не обходят вниманием и феномен насилия, который постоянно «обеспечивал» цивилизационные срывы в России. Многие исследователи обратили внимание на своеобразие русского демократизма, который неизменно приводил к тирании. Указывают также на то, что в России нет настоящей бюрократии, зато обнаруживается засилье чиновников. В нашей стране, отмечают культурологи, не сложился цивилизованный механизм культурной преемственности поколений. Специфику положения России определяет ее географическое положение между Европой и Азией, миром постоянного преобразования и миром традиции.

Русская культура, несомненно, отличается своеобразием. В ней обнаруживается широта русской души, свобода образа жизни, исповедальность литературы. Огромен вклад русской культуры в культуру мировую. Национальную философскую школу представляет собой русская философия. Для многих наших поэтов в душе России скрыта какая-то тайна. Поиски собственной культурной идентичности в разные эпохи проявлялись по-разному.

II-I тыс. до н.э. – формирование праславянского языка. I-II вв. – первые упоминания римскими историками (венеды). V-VII в. – расселение славянских племен (южные, западные, восточные). Общинно-родовой строй и его разложение. Патриархальный уклад. Славянская мифология и фольклор. Развитие земледелия и ремесла. Возникновение городов. Создание славянской письменности (IX в., Кирилл и Мефодий). Возникновение русского государства (конец IX в., нормандская и антинормандская теории). Культура домонгольской Руси (X-XIII вв.). Династия Рюриковичей. Походы на Византию. Христианизация Руси (988 г., Владимир). Трансформация славянского пантеона. Культовое строительство. Десятинная церковь (конец X в.). Правление Ярослава Мудрого (XI в.). Свод законов «Русская правда». Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Распространение христианской литературы («Остромирово Евангелие», «Изборники» Святослава). Возникновение оригинальной литературы («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона). Первые жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»).

Съезд князей в Любече (1097 г.). Период раздробленности (XII в.). «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве». Расцвет местных художественных школ. Владимиро-Суздальская школа (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли). Новгородская школа (церковь Спаса на Нередице). Живопись (Спас Нерукотворный). Декоративно-прикладное искусство. Ювелирное дело, литейное, гончарное, стекольное производство. Период татаро-монгольского ига (1237-1480 гг.). Упадок культуры. Утрата ремесленных секретов. Прекращение каменного строительства.

Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV в.). Начало возрождения культуры. Сооружение белокаменного Кремля в Москве (1368 г.). Строительство новых монастырей (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Троице-Сергиев). Куликовская битва (1380 г.). Литература Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). «Житие Сергия Радонежского» (1418 г., Епифаний Премудрый). Стиль «плетение словес». Развитие книжной культуры (замена пергамена бумагой). Расцвет живописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

Становление единого русского государства (XV-XVI вв.). Формирование великорусской народности. Правление Ивана III. Концепция «Москва – третий Рим» (Филофей). Споры иосифлян и нестяжателей. Судебник 1497 года. Ансамбль московского Кремля. Успенский собор (Аристотель Фиорованти, 1479 г.), Благовещенский собор (псковские мастера, 1489 г.), Грановитая палата (Марко Фрязин и Антонио Солари, 1491 г.), Архангельский собор (Алевиз Новый, 1508 г.). Колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, 1508). Стены Кремля (итальянские мастера, 1516 г.). Возникновение шатровой архитектуры (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.). Правление Ивана Грозного. Судебник 1550 года. Стоглавый собор (1551 г.). Жесткий иконописный канон. Взятие Казани (1552 г.). Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного, 1560 г., Барма). Зарождение книгопечатания (1564 г., Иван Федоров и Петр Мстиславец). Свод правил «Домострой». Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий). Возникновение публицистики (переписка Грозного с Курбским). Колонизация Сибири (Ермак).

Культура России XVII века. Смутное время. Феномен самозванства. Династия Романовых (1613-1917 гг.). Реформа Никона. Ростовский кремль. Раскольничество. «Житие протопопа Аввакума». Годуновская и строгановская школы иконописи. Творчество Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», 1658 г.). Московское («нарышкинское») барокко. Церковь Покрова в Филях (1693 г.). Секуляризация культуры. Гражданская архитектура. Светские жанры в литературе (исторические и бытовые повести). Силлабические вирши (Симеон Полоцкий). Первая газета «Куранты». Рождение театра и драматургии (1672 г.). Светская живопись («парсуны»). Географические открытия (С. Дежнев, Е. Хабаров). Открытие школ, первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинская академия). Распространение грамотности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: