Западноевропейская культура XIX века

Западноевропейская культура XVII-XVIII вв.

Эпоха Нового времени. Централизация власти. Абсолютизм. Институт королевских монополий. Роялистская психология. Придворный церемониал. «Декоративность» жизни. Публичность и интимность. Галантность как «характер эпохи» (Б. Яворский). Отношение к женщине. «Эстетика будуара». Культ наслаждения. Феномен пикантности. Отношение к телу. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции. Тридцатилетняя война в Германии. Становление республик. Капиталистический уклад. «Одворянивание» буржуазии и «обуржуазивание» дворянства. Мезальянс. Обезземеливание крестьян. Рождение пролетариата. Борьба с бродяжничеством.

Культура XVII в. Барокко как первый общекультурный стиль (1600-1650 гг.). Происхождение термина. Отражение кризиса сознания при переходе к Новому времени. Мир и жизнь человека как череда антиномий. Иллюзорность бытия. Фрагментарность, таинственность. Жизнь как сон (П. Кальдерон). Темы времени и смерти. Мир как театр (У. Шекспир). Влияние Контрреформации на барокко («иезуитский стиль»). Сочетание развлечения и дидактизма. «Избыточность» стиля (обилие выразительных средств, громоздкая композиция). Архитектура (разломы, членения, декор). Скульптура (движение, эффекты света и тени). «Золотой век» испанской культуры. Реформа драматургии (Л. де Вега). Живописные идеи Эль-Греко, Х. Риберы, Д. Веласкеса. Итальянское барокко (Л. Бернини, Караваджо). Особенности нидерландского искусства. Фламандское барокко (П. Рубенс, А. ван Дейк). Голландское барокко (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермеер).

Классицизм как общекультурный стиль (XVII-XVIII вв.). Происхождение термина. Ориентация на античное искусство (И. Винкельман). Воплощение абсолютистской идеологии. Ясность и точность выражения. Подчиненность «объективным нормам». Влияние рационализма и математики. Вера в разум. Трактаты (Н. Буало). Стройность композиции, классификация тем, персонажей. Система жанров. Победа долга над чувством. Приоритет театра и драматургии. Категория «хорошего вкуса». Расцвет классицизма во Франции. Версальский дворцово-парковый комплекс (Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Творчество Н. Пуссена. Пути французской драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Мольер).

Место культуры XVII-XVIII вв. в истории культуры.

Кризис Просвещения. Великая французская революция. Возвышение Наполеона. Наполеоновские войны. Бонапартизм. Поражение Франции. Реакционная политика (Священный союз). Рост общественно-политической активности. Революции 1830, 1848 гг. Парижская коммуна 1870-71 гг. Освободительные движения (Греция, Балканы). Борьба за влияние (Крымская война, франко-прусская война). Рождение новых государств (Германия, Италия, США). Промышленный переворот. Укрепление капиталистических отношений. Противостояние буржуазии и пролетариата. Открытие собственной истории. История как драма. Ощущение стремительности времени. Открытие новых культур (японская, африканская). Утверждение самобытности и оригинальности каждой культуры.

Стилевое разнообразие XIX века. Ампир как отражение наполеоновской эпохи (1800-1810-е гг.). Романтизм как общекультурное направление (1800-1840-е гг.). Происхождение термина. Внимание к личностным переживаниям (субъективизм). Стремление выйти за рамки обыденности (романтическое двоемирие, романтический герой). Интерес к экзотическим мирам, царству воображения, историческому прошлому, таинственному (местный колорит). Разрушение канонов классицизма. Новая система жанров: баллада, романтическая поэма, элегия, эпитафия, новелла, роман. Уникальность творческого проявления. Динамика, незавершенность, изменчивость мира и произведения. Странные образы, передающие истинное положение вещей (гротеск, фантастика). Мировая скорбь (А. де Мюссе). Приоритет поэзии и музыки. Германия (Э. Гофман, К. Фридрих), Франция (В. Гюго, Э. Делакруа), Англия (В. Скотт, Дж. Байрон, У. Блейк, прерафаэлиты).

Бидермейер как отражение буржуазных ценностей (1830-1840-е гг.). Реализм как общекультурный стиль (1820-1880-е гг.). Значение термина. Стремление постичь законы действительности (объективизм). Анализ реальности и художественное обобщение (художественная деталь). Исторический, психологический и социальный детерминизм. Типичные образы в типичных обстоятельствах. Расцвет романа. Расцвет пейзажа. Франция (О. Бальзак, Г. Курбе, барбизонцы), Англия (Ч. Диккенс, У. Теккерей). Натурализм как кризис романтизма и реализма (Э. Золя, Г. Флобер).

Импрессионизм (1860-1870-е гг.). Происхождение термина. Влияние научных изобретений (фотография, спектральный анализ). Интерес к мгновению. Художественные искания К. Моне, О. Ренуара, О. Родена. Неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Постимпрессионизм как кризис импрессионизма (1880—1890-е гг.). Интерес к вечному. Рождение новых стилей (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген). Возникновение символизма (1860-е гг.). Работа с символами. Субъективное восприятие мира «Неклассическая эстетика». «Проклятые поэты» (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Место культуры XIX в. в истории культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: