Успешный скотопромышленник

Ажыкай жил и работал в центре Улуг-Хемской котловины, в местах с плодороднейшими каштановыми почвами, тучными пастбищами, в богатой пушниной и дичью таежной зоне и прекрасными естественными ресурсами, как минеральными, так и растительными. Все эти природные ресурсы, при умелом пользовании и вложении труда приносили большие доходы. Как и любой кочевник, вначале он занимался натуральным хозяйством. Главной отраслью хозяйства было животноводство, постепенно он стал заниматься торговлей и поставкой сельскохозяйственных продуктов на рынок, как внутри страны, так и за границу. В его хозяйственной деятельности немаловажное значение имела природная смекалка и предприимчивость Ажыкая.

Тува - родина скотоводов. Из века в век они здесь жили, передавая свои знания, умения и опыт по выращиванию скота своим потомкам. Хозяйственная деятельность, весь уклад и образ жизни строго подчинялись содержанию и уходу за животными. Земледелие имело подсобный характер, им занимались между делом, выращивали на поливных землях только зерновые культуры. Скот являлся гордостью тувинцев и был основой зажиточной жизни. Исходя из этих соображений Ажыкай нойон, как истинный кочевник, разводил скот, причем в очень большом количестве. По разным источникам и скромным подсчетам у нойона имелось около 6 тыс. лошадей, 4 тыс. коров, 10 тыс. овец и коз, свыше 200 верблюдов.

Ажыкай нойон, даже став крупным скотопромышленником, не вел оседлую жизнь, построив для себя по подобию русских переселенцев избу из дерева. Он, как и все араты-кочевники, менял место стоянки по сезонам года. Этому способствовали, скорее всего, народные традиции и менталитет, которые сыграли большую роль, чем материальные и финансовые составляющие. Большое стадо скота нойона пасли специально нанятые для этого работники, из числа родственников и особо доверенных людей. По сообщениям А. Ермолаева, краеведа из Минусинска, «у Ажыкай нойона было 72 юрты, которые он предоставлял своим пастухам. Пастушьи и табунные юрты вели самостоятельную жизнь и кочевали по сезонам года, меняя свое расположение в зависимости от состояния пастбищ, водопоев, состояния и упитанности скота». Как и в любом товарном производстве Ажыкай платил своим работникам за проделанную работу, за выпас скота рассчитывался натурой или товарами. Пастухи за то, что пасли и ухаживали за скотом, потребляли молоко и мясо животных. Через определенное время за свою работу получали молодняк и взрослый скот от нойона. Пастухи должны были сдавать Ажыкаю всю шерсть, конский волос, шкурки животных для дальнейшей переработки и продажи.

Для проверки состояния и сохранности скота, поощрения лучших работников и расчета за проделанную работу, нойон назначал и отправлял доверенных лиц из своего ближнего окружения. При необоснованном, неподтвержденном падеже скота, кроме случаев нападения волков и массовых болезней, он строго наказывал виновных. За возмещение утерянной овцы взимал 2 ягненка, за быка 2 коровы и т.д. Поголовье скота росло не только от естественного прироста, он получал скот и за возмещение стоимости проданного товара. Например, Дорбетский хан Сорукту за полученный товар у Ажыкая задолжал много сотен голов скота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: