Психологические типы собеседников

П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М., 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения.

Если вы умеете быстро и правильно определить психологический тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психологического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

ПОЗИТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Это самый приятный собеседник, добродушный и трудолюбивый человек. Беседа с ним протекает спокойно и по-деловому. У вас не будет хлопот в общении с представителями этого психологического типа; в конфликтной ситуации именно у них следует искать поддержку.

Во время деловой встречи, в которой участвует «позитивный человек», следите за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом.

ВЗДОРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Это нетерпеливый, несдержанный и возбужденный собеседник. Характерной чертой «вздорного человека» является также то, что он часто отклоняется от темы разговора. Тактика ведения деловой беседы должна быть такой:

• если еще до встречи со «вздорным человеком» вы знаете, что по каким-то вопросам ваши мнения не совпадают, лучше обсудите с ним эти спорные вопросы заранее, до начала беседы;

• сохраняйте выдержку, не давайте себя спровоцировать;

• если в деловой встрече участвует еще кто-то, предоставляйте опровергать доводы «вздорного человека» этому третьему лицу;

• постарайтесь привлечь его на свою сторону;

• стремитесь к тому, чтобы его предложения учитывались при принятии решения (по возможности);

• используйте перерывы и паузы в деловой встрече, чтобы выяснить у «вздорного человека» причины его отрица­тельного отношения;

• если атмосфера переговоров накаляется до опасного предела, настоятельно предложите сделать перерыв.

ВСЕЗНАЙКА. Он уверен, что знает все обо всем. По любому вопросу имеет собственное мнение, которое непременно хочет высказать, поэтому всегда требует слова. В общении с ним рекомендуется придерживаться такой тактики:

• предоставьте ему возможность сформулировать промежуточные заключения;

• постарайтесь посадить его поближе к «позитивному человеку» или к авторитетной личности;

• когда «болтун» начнет говорить о чем-то, не связанном с предметом обсуждения, тактично прервите его и спросите, в чем он видит связь с предметом беседы.

ТРУСИШКА. Представитель этого типа отличается неуверенностью в публичных выступлениях.Он считает, что лучше промолчать, чем сказать что-то, что может быть, по его мнению, расценено как глупость. Общаясь с ним, необходимо соблюдать такт и придерживаться следующих правил:

• решительно пресекайте любые попытки присутствующих иронизировать по поводу его высказываний;

• помогайте ему сформулировать мысли;

• задавайте ему несложные информативные вопросы;

• поощряйте «трусишку» за активность в разговоре: специально благодарите его за любое более или менее ценное высказывание, но не нарочито.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: