Масонство при Екатерине

В 1762 году, после недолгого царствования Петра, на престол вступает Екатерина. При ней масонство получает самое широкое развитие. Первое время своего царствования она относится к масонству терпимо, вероятно из политических побуждений, также точно, не будучи во все религиозной, она официально ладила с религией, ища себе опоры в православном духовенстве.

Масонство было распространено главным образом среди столичного и провинциального дворянства, но оно также проникало и в купеческую среду и имело сторонников среди православного духовенства. По свидетельству современников, оставалось немного дворянских фамилий, у которых не было близких родственников в масонских ложах.

В екатерининскую эпоху масонство, как и в начале века, было сильно развито среди иностранцев, являясь как бы средством их корпоративного объединения. Этим объясняется, что заседания масонских лож происходили иногда на французском, английском, а подчас и на итальянском языках. В Москве, также как и в Петербурге, были немецкие и Французские ложи.

Первая широкая организация русского масонства, объединившая несколько лож, создалась в начале 1770-х годов. Во главе ее и стал Иван Перфильевич Елагин.

С 70-х годов масонство вообще получает прочную организацию. В это время наиболее прочные позиции были у двух систем: елагинской и циннендорфской /шведско-берлинской/, между которыми существовала борьба за преобладание и влияние среди русских масонов. Позже они объединились.

При Екатерине получает известность Н.И.Новиков, с 1769 года общество узнает его как издателя «Трутня». В дальнейшем деятельность его на поприще просветительства продолжается. Новиков не случайно связывает свою судьбу с масонством, он был нужен движению как деятельный, образованный, энергичный человек.

Политические, общественные деятели, писатели действовали в духе идей «просветительной» французской философии. Писатели были или атеистами-вольтерьянцами, или мистиками. Вместе с Западом они сомневались в бытии Бога, многие проповедовали революцию.

НЕ оставался в стороне и Русский театр столетия, он, как и Французский, сделался ареной политической пропаганды. Со сцены проповедовались освободительные идеалы, в сознание русских людей внедрялись понятия о свободе и равенстве.

Несомненно, русская общественная мысль в екатерининское время значительно быстрее двинулась вперед по пути естественного примирения религиозного идеализма Московской Руси с новыми веяниями просветительной эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: