double arrow

Второй период танзимата


В феврале 1856 г., накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г. в отличие от рескрипта 1839 г. был разработан в значительной мере под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся по­мешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской им­перии, и санкционировал иностранную опеку над Турцией. Упо­минание о манифесте 1856 г. в дальнейшем было включено в Парижский трактат.

Манифест 1856 г. подтвердил провозглашенное в 1839 г. ра­венство в правах мусульман и немусульман. Он расширял пра­ва связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что Решид-паша считал манифест 1856 г. разрушительным для Турции. В манифесте, однако, были такие пункты, как обеща­ние постепенно отменить откупную систему сбора налогов, вес­ти строительство дорог и т. п.

В 1858 г. был принят земельный закон, закреплявший зе­мельные отношения, сложившиеся после отмены ленной систе­мы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендован­ные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. На­следование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков.




В 60-х годах были отменены цеховые регламентации, осу­ществлены административные реформы. Продолжалось нача­тое в 40-х годах открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохрани­лись все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 г. был принят закон, предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образо­вания.

Реформы второго периода танзимата (1856—1870) не смог­ли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависи­мость Османской империи от капиталистических держав За­пада.

Рост недовольства. «Кулелийский инцидент»



Война с Россией, усилившаяся зависимость от Англии и Фран­ции принесли новые бедствия населению Османской империи. Непосильные налоги вызывали крестьянские волнения. Нарас­тала борьба угнетенных народов.

О силе недовольства в стране свидетельствовал раскрытый в 1859 г. заговор с целью свержения султана, в котором уча­ствовали ученики медресе (духовные школы), мелкие чинов­ники и офицеры. Историки располагают лишь самыми смутны­ми сведениями о характере и целях этого движения. Судя по некоторым свидетельствам, его участники стремились «разру­шить порядки и законы путем смены правительства, подняв народ и войска против „высокого султана". Однако заговор­щики не имели опоры в массах. Они были арестованы и со­держались в Кулелийских казармах в Стамбуле. Отсюда при­нятое в литературе название «Кулелийский инцидент».







Сейчас читают про: