double arrow

Складывание революционной ситуации


Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революцион­ной ситуации.

После подавления восстания ихэтуаней продолжались ло­кальные стихийные выступления в различных провинциях. Наи­более крупным из них было-восстание, охватившее в 1901 — 1905 гг. провинцию Гуанси.

В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации буржуазно-демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления сувере­нитета», которое объединяло революционные организации про­винций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрож­дения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Револю­ционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.

Активизировалась и либеральная буржуазно-помещичья оп­позиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.

Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые ре­формы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрокра­тии доказывали необходимость «изменений в законодательст­ве». Была провозглашена «новая политика».

В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуще­ствлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значи­тельно увеличилось число молодых китайцев, получавших выс­шее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обуча­лось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государ­ственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».

Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некото­рые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.




Цинское правительство согласилось на организацию мини­стерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, от­крытие технических школ. Было решено опубликовать «желез­нодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.

«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о пред­стоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривав­шая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву пар­ламента. Для разработки конституции были созданы провин­циальные совещательные комитеты и общекитайская Совеща­тельная палата в Пекине.

В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя — Пу И. Отец Пу И — Цзай Ли был назначен прин­цем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: