Военная реформа. Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России

Финансовая реформа

Реформа образования

Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России. Это сделало необходимой реформу системы образования. В 1864 г. были утверждены Положение о народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, этому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу. Классическая гимназия оставалась доступной лишь представителям высших слоев общества, преимущественно дворянства (дети купечества посещали в основном реальные училища, дававшие лучшее математическое образование).

Важной составной частью реформы образования стала университетская реформа, осуществленная уже в 1863 г. Университеты получили автономию, выйдя из-под власти попечителей учебных округов. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей, утверждавшие смету расходов. Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Были расширены учебные программы, возросло число кафедр.

К концу царствования Николая 1 российский бюджет испытывал значительный дефицит, усилившийся расходами на проведение крестьянской реформы. Именно поэтому платежи помещикам производились не «живыми» деньгами, а ценными бумагами, передача которых из рук в руки были ограничена во избежание их обесценивания. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, стали появляться акционерные банки. Это позволило удешевить кредит. Правда, мелкий кредит, доступный крестьянству, создать в те годы не удалось. Изменению подверглась налоговая система. В 1860-1863 гг. были отменены откупа. Товары, торговля которыми ранее отдавалась на откуп (вино, табак, сахар), стали продаваться свободно, но облагались акцизным сбо-ром.

Была ликвидирована подушная подать для мещан. Однако для крестьян она выросла, достигнув 1 руб. 75 кои. Кроме того, дополнительным бременем стали земские налоги. Общество настаивало на введении всесословного подоходного и квартирного налога, однако власть не решилась на такой шаг по политическим соображениям, опасаясь, что он приведет к расширению избирательного права в городах.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия, формируемая на основе крепостнической по своей сути рекрутской системы, не способна бороться с армиями передовых держав. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом на этом пути, предпринятым сразу после смерти Николая I, стала ликвидация военных поселений в 1855 г. Военная реформа осуществлялась под руководством выдающегося военного организатора Д. А. Милютина. В ходе реформы были сокращены вспомогательные и нестроевые войска, что позволило уменьшить численность армии с 1,5 млн. до 742 тыс. человек, не снижая ее боевых возможностей. Была проведена реорганизация структуры армии и военного управления. Изменилась также система военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии, появились военные и юнкерские училища, куда принимались лица со средним образованием.Реформа военно-судебной системы ликвидировала в армии телесные наказания и ввела в практику военного судопроизводства гласность и состязательность.

Но важнейшая задача заключалась в сокращении армии в мирное время и создании условий для быстрого развертывания подготовленных резервов в случае войны. Рекрутская система, при которой солдат служил 25 лет, исключала такую возможность. В связи с этим в 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничивался шестью годами (во флоте — семью), пребывание в запасе — девятью годами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: