double arrow

Культура Руси в XIII—XIV вв


Татаро-монгольское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли тяжелый удар по культуре Руси. Завоевателями было уничтожено много материальных и духовных ценностей, истреблены или уведены в плен ремесленники-мастера, разорены десятки городов. Надолго прервалось уникальное искусство белокаменной резьбы, прекратилось каменное строительство, что, в свою очередь, приостановило развитие фресковой живописи. Невосполнимый урон был нанесен письменности и иконописи, так как многие произведения искусства погибли в огне пожарищ.

Со второй половины XIV в. в русских землях начался культурный подъем, связанный с экономическим развитием страны. В это время возросшие хозяйственные и военные потребности способствовали распространению обработки железа. Началось развитие литейного дела, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. Массовым производством было литье мелких бытовых и культовых предметов: крестов, иконок, застежек. Развивалось русское ювелирное искусство. Его крупными центрами были Новгород, Москва, Тверь, Суздаль. На заказ выполнялись предметы, представлявшие большую художественную ценность: сосуды, кадила, складни (трехстворчатые иконы), ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. В своей работе ювелиры использовали филигрань - плетение кружев из металлической проволоки.




Ведущую роль среди видов русской литературы занимали летописи. Центром летописания были крупные города — Тверь, Новгород, Псков, Ростов и др. Примерно с 1326 г. летописание началось в Москве. В 1392 г. здесь был составлен первый общерусский летописный свод. Устное народное творчество и русская литература развивали две важные темы — борьба с монголо-татарами и государственно-политическое объединение страны. Выдающимися историческими и литературными памятниками являются: «Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повесть о битве на Калке, эпические дружинные воинские повести о разорении Рязани Батыем, об обороне Владимира и Киева, о легендарном русском богатыре Евпатии Коловрате. Победе на Куликов­ском поле была посвящена поэма «Задонщина» (конец XIV в.).

Замечательным художником конца XIV в. был выходец из Византии Феофан Грек. Его манера письма отличалась эмоциональностью и экспрессивностью. О высоком уровне художественной культуры Русского государства свидетельствуют сохранившиеся немногочисленные памятники владимиро-суздальской живописи XIV в.: икона «Грузинской Бого­матери» и «Покров» из Покровского монастыря в Суздале.

Центрами русского зодчества были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Москва. В 1367 г. в Москве был возведен единственный в это время в Северо-Восточной Руси каменный Кремль. Крупным сооружением XIV в. был Успенский собор в Коломне.







Сейчас читают про: