Татаро-монгольское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли тяжелый удар по культуре Руси. Завоевателями было уничтожено много материальных и духовных ценностей, истреблены или уведены в плен ремесленники-мастера, разорены десятки городов. Надолго прервалось уникальное искусство белокаменной резьбы, прекратилось каменное строительство, что, в свою очередь, приостановило развитие фресковой живописи. Невосполнимый урон был нанесен письменности и иконописи, так как многие произведения искусства погибли в огне пожарищ.
Со второй половины XIV в. в русских землях начался культурный подъем, связанный с экономическим развитием страны. В это время возросшие хозяйственные и военные потребности способствовали распространению обработки железа. Началось развитие литейного дела, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. Массовым производством было литье мелких бытовых и культовых предметов: крестов, иконок, застежек. Развивалось русское ювелирное искусство. Его крупными центрами были Новгород, Москва, Тверь, Суздаль. На заказ выполнялись предметы, представлявшие большую художественную ценность: сосуды, кадила, складни (трехстворчатые иконы), ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. В своей работе ювелиры использовали филигрань - плетение кружев из металлической проволоки.
|
|
Ведущую роль среди видов русской литературы занимали летописи. Центром летописания были крупные города — Тверь, Новгород, Псков, Ростов и др. Примерно с 1326 г. летописание началось в Москве. В 1392 г. здесь был составлен первый общерусский летописный свод. Устное народное творчество и русская литература развивали две важные темы — борьба с монголо-татарами и государственно-политическое объединение страны. Выдающимися историческими и литературными памятниками являются: «Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повесть о битве на Калке, эпические дружинные воинские повести о разорении Рязани Батыем, об обороне Владимира и Киева, о легендарном русском богатыре Евпатии Коловрате. Победе на Куликовском поле была посвящена поэма «Задонщина» (конец XIV в.).
Замечательным художником конца XIV в. был выходец из Византии Феофан Грек. Его манера письма отличалась эмоциональностью и экспрессивностью. О высоком уровне художественной культуры Русского государства свидетельствуют сохранившиеся немногочисленные памятники владимиро-суздальской живописи XIV в.: икона «Грузинской Богоматери» и «Покров» из Покровского монастыря в Суздале.
Центрами русского зодчества были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Москва. В 1367 г. в Москве был возведен единственный в это время в Северо-Восточной Руси каменный Кремль. Крупным сооружением XIV в. был Успенский собор в Коломне.