Социально-экономическое развитие в годы перестройки (1985—1991)

Начало перестройки

К середине 80-х годов Советский Союз переживал социально-эконо­мический, культурный и политический кризис. По основным показате­лям качества жизни страна отставала не только от развитых, но и от мно­гих развивающихся государств. Неэффективная социалистическая эко­номика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Час­ти Советской Армии находились в Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Аф­ганистана. Инакомыслящих жестоко преследовали: подвергали арестам, выдворяли из страны, помещали в психиатрические больницы. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция.

В этих условиях в руководстве КПСС нашлись силы, готовые на про­ведение реформ. В марте 1985 г. после кончины К. У. Черненко на внеоче­редном Пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран М. С. Горба­чев. За время своего лидерства он подвергался давлению различных сил, проявлял колебания, неоднократно менял свои взгляды и «команду». Гор­бачев вошел в историю как крупный политик-реформатор, положивший начало демонтажу тоталитарной системы, предпринявший попытку вер­нуть страну в мировую цивилизацию, к общечеловеческим ценностям.

Начальный этап деятельности новою руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм, отказаться от его наиболее неле­пых и жестоких сторон. Это проявилось в решениях апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС об ускорении социально-экономического развития страны; XXVII съезда партии (19X6), принявшего новую редакцию про­граммы КПСС; XIX партконференции (лето 1988 г.) о реформе политиче­ской системы. В высших эшелонах власти произошли кадровые переме­щения. Выдвинулись такие политики, как Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, Е. К. Лигачев. Ослабла цензура, прекратились поли­тические преследования, из тюрем и ссылок стали возвращаться деятели диссидентского, правозащитного движения. Но экономическое положе­ние продолжало ухудшаться. Предпринимались лишь попытки расширить права предприятий, утвердить их самостоятельность, повысить заинте­ресованность людей в результатах своего труда.

С течением времени стало ясно, что какими-либо мерами заставить работать изжившую себя командно-административную систему невозможно. Остро встал вопрос о ее демонтаже и о возвращении страны к принципам мировой цивилизации, основанной на свободном сосуществовании разнообразных форм собственности.

В начальный период перестройки была выработана концепция ускоре­ния экономического развития страны. В товремя ставились задачи до­стижения нового качественного состояния общества, научно-техничес­кого обновления производства, достижения мирового уровня произво­дительности труда. Перестройка хозяйственною механизма предполага­ла расширение прав предприятий, их самостоятельность, внедрение раз­личных форм хозрасчета, повышение заинтересованности коллективов в результатах своего труда. Для улучшения качества выпускаемой продук­ции была видна госприемка. Проводились выборы руководителей пред­приятий. Декларировался курс на приоритетное развитие социальной сфе­ры: усиление внимания к жилищному строительству, сфере услуг, мате­риальной базе образования, здравоохранения, культуры. Была разрешена кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность. Однако приня­тые меры не дали ожидаемого результата.

С середины 1990 г. советское руководство вынуждено было признать необходимость разрешения частной собственности на средства производ­ства. С переходом от единственной общественной формы собственности к их множественности (частой, кооперативной, смешанной и т. д.) долж­на была измениться и сама общественно-экономическая система.

Президенту СССР было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике: «500 дней», программа правительства II. И. Рыж­кова, позже — И. С. Павлова. Первая программа нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственные же программы растягива­ли этот процесс во времени, оставляли значительный государственный сектор в экономике, контроль со стороны центральных бюрократичес­ких органов. Президент отдал предпочтение программе В. С. Павлова. Ее реализация привела к росту цен, падению жизненного уровня населения, но серьезной структурной перестройки экономики не произошло.

Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее энергичным и предприимчивым людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские орга­низации. Появился и стал расти новый социальный слой предпринима­телей. Существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятель­ность по производству товаров. Основная масса частных капиталов нахо­дила применение в сфере торговли и денежного обращения.

Недостаточная решительность в проведении реформы, параллельное сосуществование частного и государственного секторов экономики вело к дальнейшему ухудшению ситуации. Полки государственных магазинов стремительно пустели. Цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на зарплату. Это вызывало недовольство населения. В стране возникло забастовочное движение, особой активно­стью отличались шахтеры. По городам прокатилась волна «чайных», «та­бачных», «мыльных» бунтов, связанных с нехваткой этих товаров. Они сопровождались нарушением общественного порядка. Неудачи в эконо­мике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с М. С. Горбачевым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: