Начало перестройки
К середине 80-х годов Советский Союз переживал социально-экономический, культурный и политический кризис. По основным показателям качества жизни страна отставала не только от развитых, но и от многих развивающихся государств. Неэффективная социалистическая экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Части Советской Армии находились в Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Инакомыслящих жестоко преследовали: подвергали арестам, выдворяли из страны, помещали в психиатрические больницы. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция.
В этих условиях в руководстве КПСС нашлись силы, готовые на проведение реформ. В марте 1985 г. после кончины К. У. Черненко на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев. За время своего лидерства он подвергался давлению различных сил, проявлял колебания, неоднократно менял свои взгляды и «команду». Горбачев вошел в историю как крупный политик-реформатор, положивший начало демонтажу тоталитарной системы, предпринявший попытку вернуть страну в мировую цивилизацию, к общечеловеческим ценностям.
Начальный этап деятельности новою руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм, отказаться от его наиболее нелепых и жестоких сторон. Это проявилось в решениях апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС об ускорении социально-экономического развития страны; XXVII съезда партии (19X6), принявшего новую редакцию программы КПСС; XIX партконференции (лето 1988 г.) о реформе политической системы. В высших эшелонах власти произошли кадровые перемещения. Выдвинулись такие политики, как Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, Е. К. Лигачев. Ослабла цензура, прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок стали возвращаться деятели диссидентского, правозащитного движения. Но экономическое положение продолжало ухудшаться. Предпринимались лишь попытки расширить права предприятий, утвердить их самостоятельность, повысить заинтересованность людей в результатах своего труда.
С течением времени стало ясно, что какими-либо мерами заставить работать изжившую себя командно-административную систему невозможно. Остро встал вопрос о ее демонтаже и о возвращении страны к принципам мировой цивилизации, основанной на свободном сосуществовании разнообразных форм собственности.
В начальный период перестройки была выработана концепция ускорения экономического развития страны. В товремя ставились задачи достижения нового качественного состояния общества, научно-технического обновления производства, достижения мирового уровня производительности труда. Перестройка хозяйственною механизма предполагала расширение прав предприятий, их самостоятельность, внедрение различных форм хозрасчета, повышение заинтересованности коллективов в результатах своего труда. Для улучшения качества выпускаемой продукции была видна госприемка. Проводились выборы руководителей предприятий. Декларировался курс на приоритетное развитие социальной сферы: усиление внимания к жилищному строительству, сфере услуг, материальной базе образования, здравоохранения, культуры. Была разрешена кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность. Однако принятые меры не дали ожидаемого результата.
С середины 1990 г. советское руководство вынуждено было признать необходимость разрешения частной собственности на средства производства. С переходом от единственной общественной формы собственности к их множественности (частой, кооперативной, смешанной и т. д.) должна была измениться и сама общественно-экономическая система.
Президенту СССР было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике: «500 дней», программа правительства II. И. Рыжкова, позже — И. С. Павлова. Первая программа нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственные же программы растягивали этот процесс во времени, оставляли значительный государственный сектор в экономике, контроль со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе В. С. Павлова. Ее реализация привела к росту цен, падению жизненного уровня населения, но серьезной структурной перестройки экономики не произошло.
Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее энергичным и предприимчивым людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские организации. Появился и стал расти новый социальный слой предпринимателей. Существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила применение в сфере торговли и денежного обращения.
Недостаточная решительность в проведении реформы, параллельное сосуществование частного и государственного секторов экономики вело к дальнейшему ухудшению ситуации. Полки государственных магазинов стремительно пустели. Цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на зарплату. Это вызывало недовольство населения. В стране возникло забастовочное движение, особой активностью отличались шахтеры. По городам прокатилась волна «чайных», «табачных», «мыльных» бунтов, связанных с нехваткой этих товаров. Они сопровождались нарушением общественного порядка. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с М. С. Горбачевым.