Выводы.
Реформа системы государственного управления.
6.1. Причины.
6.2. Реформа центральных органов управления: Создание Сената. — Коллегии. — Церковная реформа. — Органы надзора.
6.3. Реформа местного управления.
6.4. Завершение складывания абсолютистской монархии.
1.1. Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами:
• Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
• Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.
• «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.
|
|
• Для преодоления отсталости, внешнеполитической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
• Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирщением сознания и еще более углубившийся в связи с расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой — вернуть страну в лоно европейской цивилизации.
• В целом в конце XVII в. Россия переживала структурный кризис, наиболее ярким проявлением которого было ее отставание в военной сфере.
1.2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.
• В социальной сфере — сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, происходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.
• В экономической сфере — это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и политика протекционизма.
• В политической сфере — проявление черт абсолютистской монархии.
• Во внешней политике — присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).
|
|
• В духовной сфере — обмирщение культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни — религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
Однако в целом происшедшие изменения создавали лишь минимум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.
1.3. Опыт предшественника. Свидетельством того, что изменения назрели, стали реформы предшественника Петра I — царя Федора Алексеевича (1676 — 1682), отменившего местничество, установившего новый принцип налогообложения и готовившего другие преобразования. Они не только подготавливали эпоху Петра I, но и представляли собой иной, более привычный для России вариант обновления, осуществляемого без насильственной ломки старых структур, а за счет их постепенного приспособления к новым условиям.
1.4. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. и вобравшая в себя все их противоречия. Петр I осознал необходимость изменений, по-своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.