Тема 30. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

ВЫВОДЫ

МУЗЫКА

ТЕАТР

Во второй половине XVIIIв. театр приобрел огромную популярность.

8.1. Господствующее положение в русском театральном искусстве занял профессиональный театр.

Ведущим драматическим театром с 1756г. стал созданный на базе театра Волкова Российский театр «для представления трагедий и комедий» вПетербурге (будущий Александрийский).

• В 1779 г. известный русский актер И. А. Дмитревский, игравший в театре Волкова в Ярославле, открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) частный театр. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.

• Увлечение Екатерины II оперой и балетом (для некоторых балетных постановок императрица даже сама написала либретто) способствовало их последовательному развитию во второй половине XVIII в. В 1766 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.

8.2. Крепостной театр достиг в это время своего наивысшего расцвета. Как и в предшествующий период, особой известностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П. И. Жемчуговой (Ковалевой), исполнившей около 50 оперных партий, и балерины Т. В. Гранатовой (Шлыковой). В 1798 г. Прасковье Жемчуговой была выдана вольная и вскоре тайно состоялось ее бракосочетание с графом Н. П. Шереметевым; после скоропостижной кончины Жемчуговой в память о жене граф основал в Москве Странноприимный дом для неимущих.

Многие крепостные актеры получили специальную подготовку: Шлыкова, например, училась у известного танцовщика Ле-Пика в школе при крепостном театре. Крепостной театр из любительского стал превращаться в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.

8.3. Дальнейшее развитие получил школьный театр.

9.1. Основные особенности. Во второй половине XVIII в. отечественное музыкальное искусство достигло больших успехов. В последней трети столетия начала формироваться национальная ком-

позиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е. И. Фомин, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) учились у итальянских композиторов. Им удалось соединить в своем творчестве современный опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными песенными традициями.

Традиционные музыкальные направления (народная и духовная музыка) получили дальнейшее развитие.

9.2. Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, что привело к формированию новых жанров. Появились бытовая опера (М. М. Соколовский«Мельник-колдун, обманщик и сват»), песенная опера на национальные русские сюжеты (Е. И. Фомин«Новгородский богатырь Боеслаевич», «Ямщики на подставе»), романс (О. А. Козловский«Российские песни»), героико-патриотический полонез (Козловский«Гром победы, раздавайся»).

9.3. Духовная музыка. Композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский создали новый тип — партесного — духовного хорового пения.

9.4. Народная музыка. По-прежнему были широко распространены традиционные обрядовые и бытовые, бурлацкие и рекрутские песни. Возросла популярность «разбойничьих» песен и песен, посвященных предводителям народных движений Булавину, Пугачеву и др.

1. Началось формирование системы общего образования; шире стал круг русской творческой интеллигенции.

2. На смену средневековому религиозному мышлению пришел рационализм, что в значительной степени способствовало развитию отечественной науки, в кратчайшие сроки сделавшей значительный рывок вперед. В области естествознания отечественная наука приблизилась к мировому уровню.

3. Искусство второй половины XVIII в. развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы. Практически во всех видах художественного творчества были достигнуты большие успехи. Русские живописцы, зодчие, скульпторы получили признание в лучших академиях Европы. Так, архитектора Баженова избрали профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.

4. К концу XVIII в. на основе преодоления локальной замкнутости подошел к завершению длительный процесс становления, национальной культуры.

5. В то же время усилилась социокультурная поляризация общества, различия между элитарной дворянской и народной формами культуры стали еще глубже.

6. Победа светского направления во всех областях культуры, утверждение господства рационалистического сознания и связанные с этим успехи науки, а также расширение и укрепление международных культурных связей подготовили блестящий расцвет русской культуры в XIX в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общую характеристику отечественной культуры второй половины XVIII в. В чем проявилась преемственность культурно-исторических процессов?

2. Дайте характеристику сложившейся к концу XVIII в. системы образования.

3. Докажите, что на смену средневековому религиозному мышлению пришел рационализм.

4. Расскажите об особенностях русского Просвещения.

5. Согласны ли вы с утверждением, что во второй половине XVIII в. изобразительное искусство развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы? Свой ответ обоснуйте.

6. Расскажите об особенностях народного творчества этого периода.

ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII — первая половина XIX в.). М., 1985.

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994.

Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985—1988. Ч. 1—3.

Русское искусство XVIII в. М., 1968.

Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: