Многообразие подходов к истории человеческого общества, формационный и цивилизационный подходы (сущность, достоинства и недостатки)

Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.

Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход истории оказывают постоянное воздействие различные факторы

- космическо-биологические

- социально-культурные

-хозяйственно-экономические

- научно-технические

В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Общественно-идеалистическая концепция отводила решающую роль в и.п. проявлению сверхчеловеческих сил.

Концепция материалистического понимания истории. Основные принципы – единство человечества, историческая закономерность, детерминизм (причинно-следственные связи), прогресс.

Формационная концепция на основе закона «отрицания отрицания» предполагает неизбежность развития исторического процесса от первобытного коммунизма.

Формационный подход:

+характеризуется историзмом

+охватывает каждое общество в его целостности

+конкретный анализ различных типов общества

- предполагает однолинейный характер исторического развития.

- жестко связывает все изменения в обществе с экономическим базисом, экономическими отношениями

-абсолютирует роль конфликтных отношений в обществе, придает классовой борьбе и насилию решающее значение в поступательном историческим развитии

- сопряжен с элементами социального утопизма и даже провиденциализма.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовй, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того здесь учитываются различия порожденные средой обитания, историческими особенностями. Выделяются 3 осн типа цивилизаций:

-народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени(первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония чела и природы, повторение традиций)

-восточный(циклический характер развития;характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозн. приоритетеов, его отличают отсутствием ярковыраж. классовых различий и развитой части, собственности)

-европейский(прогрессивный) - в основе идея непрер. развития, этот тип становится общим для евр стран с распространением христианства. Для него хар-ны рационализм, разв части собственность, рыночн отношения, классовая структура с активно действующими полит партиями, наличие гражд. общества.

+ позволяет ученым уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития отдельных регионов, стран и народов

+ его методологические принципы применимы к истории любой страны

+ история рассматривается как многолинейный и многовариантный процесс

+ предполагает целостность, единство человеческой истории

+ достаточно полная оценка развития стран или регионов

+важную роль при характеристике играют культура и религия

- аморфность критериев определения типов цивилизации

-недостаточно четко разработаны проблемы движущих сил и.п., направленность и смысл исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: