ГЛАВА 11
Темы докладов и рефератов
1. Современные представления о чувственном познании и проблема надежности свидетельских показаний.
2. Субъект научного познания, его социальная природа.
3. Критерии научности знания.
4. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.
5. Понятие объекта науки. Проблема типологии объектов научного познания.
Культура — это сфера ценностей, она формируется в соответствии с конкретно-историческими идеалами и нормами. Как специфическая система культура представляет совокупность органически связанных между собой элементов, имеющих собственную специфику и несущих на себе существенные черты культуры в целом. Данное понимание позволяет раскрыть важнейший аспект бытия науки как особой сферы культуры. Как особая сфера культуры наука создает специфическую культурную предметность, формирует собственный субъект научной деятельности, овладевший технологией и методологией научной деятельности, и культурную коммуникацию в сфере науки.
|
|
Культурная предметность науки представляет собой закрепленные и выраженные в средствах особого специфического языка науки результаты достижений в познании природы. Особой слой культурной предметности создается в результате применения науки для создания техники и совершенствования производственной технологии. В свою очередь, совершенствование техники увеличивает возможности экспериментально-лабораторной базы и инфраструктуры науки. Достижения науки органично (хотя далеко и не всегда) вписываются во все сферы культуры, вступая во взаимосвязь с ними, в результате чего изменяется вся культура в целом.
Как особая сфера культуры наука формирует соответствующий субъект науки, отвечающий определенным требованиям. Помимо наличия природных задатков к научной деятельности будущий ученый проходит особое обучение, обеспечивающее его знания в избранной им отрасли науки, способность ориентации в потоке научной информации, а также умение применять свойственные науке средства и методы решения ее задач и проблем. Субъект науки — творение культуры, его обращение к научной деятельности сопряжено с формированием системы ценностей, фундаментом которой является установка на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. Честность и объективность ученого, его ответственность за последствия применения его открытия на практике, самоотверженность и трудолюбие в поисках решения научной проблемы — все это не благие пожелания, а коренное условие нормального вхождения ученого в сокровищницу культуры.
Нормы и идеалы, центральное место среди которых принадлежит этике, определяются основными базовыми характеристиками науки как познавательной деятельности: предметность и объективность, системная организация, обоснованность и доказанность, запрет на умышленное искажение истины, запрет на плагиат, недопустимость фальсификации результатов научных изысканий - главные принципы, которые характеризуют научный этос.