Наука как особая сфера культуры

ГЛАВА 11

Темы докладов и рефератов

1. Современные представления о чувственном познании и проблема надежно­сти свидетельских показаний.

2. Субъект научного познания, его социальная природа.

3. Критерии научности знания.

4. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.

5. Понятие объекта науки. Проблема типологии объектов научного познания.

Культура — это сфера ценностей, она формируется в соответствии с конкретно-историческими идеалами и нормами. Как специфическая система культура представляет совокупность органически связанных между собой элементов, имеющих собственную специфику и несущих на себе существенные черты культуры в целом. Данное понимание по­зволяет раскрыть важнейший аспект бытия науки как особой сферы культуры. Как особая сфера культуры наука создает специфическую культурную предметность, формирует собственный субъект научной деятельности, овладевший технологией и методологией научной дея­тельности, и культурную коммуникацию в сфере науки.

Культурная предметность науки представляет собой закрепленные и выраженные в средствах особого специфического языка науки ре­зультаты достижений в познании природы. Особой слой культурной предметности создается в результате применения науки для создания техники и совершенствования производственной технологии. В свою очередь, совершенствование техники увеличивает возможности экспериментально-лабораторной базы и инфраструктуры науки. До­стижения науки органично (хотя далеко и не всегда) вписываются во все сферы культуры, вступая во взаимосвязь с ними, в результате чего изменяется вся культура в целом.

Как особая сфера культуры наука формирует соответствующий субъект науки, отвечающий определенным требованиям. Помимо на­личия природных задатков к научной деятельности будущий ученый проходит особое обучение, обеспечивающее его знания в избранной им отрасли науки, способность ориентации в потоке научной инфор­мации, а также умение применять свойственные науке средства и ме­тоды решения ее задач и проблем. Субъект науки — творение культуры, его обращение к научной деятельности сопряжено с формированием системы ценностей, фундаментом которой является установка на по­иск истины и постоянное наращивание истинного знания. Честность и объективность ученого, его ответственность за последствия приме­нения его открытия на практике, самоотверженность и трудолюбие в поисках решения научной проблемы — все это не благие пожелания, а коренное условие нормального вхождения ученого в сокровищницу культуры.

Нормы и идеалы, центральное место среди которых принадлежит этике, определяются основными базовыми характеристиками нау­ки как познавательной деятельности: предметность и объективность, системная организация, обоснованность и доказанность, запрет на умышленное искажение истины, запрет на плагиат, недопустимость фальсификации результатов научных изысканий - главные принци­пы, которые характеризуют научный этос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: