ГЛАВА 13
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
2. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2006. Т. I.
3. Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1981.
1. Особенности науки как социального института.
2. Научная школа как форма научной традиции./'
3. Наука и политика. Свобода и ответственность ученого: идеалы и реальность.
4. Наука в современном обществе: потребности и границы государственноправового регулирования.
Понятие знания является определяющим в характеристике структуры научного знания. Однако среди множества определений данного понятия нет единства. В учебнике «Философия» под редакцией проф.
В. Д. Губина и проф. Т. Ю. Сидориной (М., 2004. С. 405) знание определяется как адекватное и обоснованное убеждение В «Современном философском словаре» (составитель и редактор — Кемеров В. Е. М., 2001. С. 241) под знанием понимается информация об окружающем мире и самом человеке. При этом понятие информации в данном словаре не определяется в силу неоднозначности данного термина. Этимологически в терминах обыденного языка от лат. information — разъяснение, изложение, осведомление. Положив в основу понимания информации философские категории отношения и разнообразия, ученые определяют информацию как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних. Информация определяется количественно как мера разнообразия и качественно как свойство упорядоченности, системности, структурной организации, что обусловливает ее особенность как управляющей системы.
В Новой философской энциклопедии (М., 2001. Т. 2. С. 51—52) знание определяется как «форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая система деятельности и общения, результат обозначения t структурирования и осмысления объекта в процессе познания». Знание рассматривается как творческое, динамическое измерение сознания... Оно есть не только преобразование опыта в сознании путем структуризации, обозначения его элементов, не только фиксация опыта в социальной памяти, оно является способом трансформации знаковых систем, сознания, деятельности и общения, придания им новой формы, т. е. нового смысла и значения. Знание возникает как осмысление человеком контекстов своего опыта. «В таком случае всякий тип знания выступает как смысл, вносимый в специфическую реальность (производственную практику, социальную регуляцию, ритуальный культ, языковый текст) (Там же. С. 52).
И. Т. Касавин заключает свое определение знания: «В отличие от задачи когнитивных наук, философский анализ знания связан прежде всего с пониманием его не как информации о внешней и независимой реальности, но, напротив, как элемента мира человека, говорящем о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки ее практической трансформации». (Там же. С. 52).
Различаются два важнейших класса знания: знание, содержащее информацию о действительности, и знание о том, как, какими методами и средствами эту информацию получить. Информация о действительности в науке существует либо в виде фактов науки, либо в качестве теоретического знания. Соответственно выделяются эмпирический и теоретический уровни знания. Каждому уровню соответствуют ме
тоды получения эмпирического и теоретического знания. В структуру научного знания включаются многообразные научные дисциплины, которые классифицируются по разным основаниям. Особое место в структуре научного знания принадлежит основанию науки.