double arrow

Личность в системе культуры


Культура и общество

Социо-антропологические основания культуры

Общественное бытие – это вся практическая жизнедеятельность людей во всех многосторонних её проявлениях (политической, юридической, трудовой, бытовой и т.д.).

По отношению к обществу культура является формой его существования, а не его содержанием, так как общество – не совокупность людей, а система отношений между людьми.

Система эта состоит из двух уровней:

1) экономические отношений («базис»);

2) политико-правовые («надстройка»).

Тип общества зависит от характера этих отношений. Экономическая, политическая и правовая культуры – способы реальной, практической организации этих отношений.

Практическая деятельность людей имеет коллективный характер. Она предполагает определённые принципы, способы, методы организации совместных действий людей – т.е. практическое общение. Это практический уровень отношений культуры и общества.

Наиболее наглядно связь культуры и общества проявляется в способах разрешения противоречий:

3) силовой способ унаследованот животных предков (борьба за выживание – войны, бунты, революции).

4) собственно культурный способ – политический, дипломатический, т.е. диалог.

Ещё один уровень отношений культуры и общества – практически-духовный. Эти отношения складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни и выражаются в создании фантастических образов, опредмечивающихся в мифологии, религии и искусстве.

Духовно-теоретический уровень характеризуется отношениями, выражающимися в познании законов общества и в ценностном их осмыслении.Теоретическая мысль осваивает реальность тремя способами: научным, идеологическим и проектирующим.

Сферы проявления взаимоотношений культуры и общества:

- в предметной сфере связь культуры и общества 1)приводит к созданию разнообразных институтов – организаций, которые придают культурные формы общественным отношения; 2)опредмечивают эти отношения в продуктах духовного и художественного производства.

- в сфере человека общество и культура встречаются, занимаясь воспитанием человека. Это процесс двусторонний: одновременно социализация и культурация. На ранних стадиях развития социальное и культурное почти сливались. В дальнейшем механизмы социализации и культурации личности действовали не всегда согласованно. В процессе культурации удельный вес индивидуальных качеств личности учитывается всё больше и больше, а система «обработки» индивида обществом является общей для всех. Человек не выбирает общества, в котором он рождается и находится в первые свои годы, поэтому влияние общества на личность зависит в основном от характера самого общества. А культурные ценности человек выбирает позже в большей степени свободно и самостоятельно. Задача современной педагогики, тем самым, очень сложна – одновременно реализовать принцип индивидуального подхода и принцип коллективизма.

История взаимодействия культуры и общества имеет несколько вариантов:

· нерасчленённость культуры и общества, характерная для первобытного общества;

· общество подчиняет себе культуру. Это характерно для ранних стадий развития общества;

· в средневековье и далее развивается автономия культуры по отношению к обществу (и к его экономической, и к политически-правовой структуре). Решающим импульсом для такого типа отношений явилась свобода человеческой деятельности.

· новое слияние культуры и общества как потенциально возможное в будущем.

В этой подсистеме сохраняются те же три уровня отношений: практический, практически-духовный и духовно-теоретический.

Практический уровень выражается в реальном созидании человеком «второй природы» – культурных предметов и процессов и в таком же реальном созидании культурой человека.

Практически-духовный уровень – в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека.

Духовно-практический уровень – в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании людей, в науке, философии и идеологических учениях).

Таким образом, на всех уровнях существует двусторонняя связь человека и культуры: человек творит культуру и культура творит человека.

Три сферы взаимоотношений культуры и человека организуются оппозицией непосредственное/опосредованное: в самом человеке эти отношения проявляются непосредственно, а вне человека – опосредованно.

Исторические изменения отношений человека и культуры на протяжении всей истории так же незначительны, как изменения самого человека.

Однако есть один аспект, который резко отличает отношения культуры и человека от отношений культуры с другими контрагентами – природой и обществом. Это – разные масштабы понятия «человек»: общее-особенное-единичное.

Общее – человек вообще, человечество, род Homo sapiens.

Особенноетип человека, локализованный во времени и пространстве: первобытный, ренессансный, белый, русский и т.п.

Единичное – конкретная личность: я, ты, он.

В самом широком масштабе проблема взаимоотношений культуры и человека выступает прежде всего в генетическом аспекте.

Этот аспект имеет две ипостаси:

- биосоциокультурная природа человека;

- формирование культурного самосознания.

Становление культурного самосознания прошло несколько этапов:

1. человек не отличал себя от природы (животных, растений, природных стихий), что зафиксировалось в языке: окаменеть от ужаса, озвереть от злости, свить гнездо.

2. осознание качественного отличия живого и неживого, при сохранении веры в своей сущностной связи с животными. Это выразилось в создании фантастических зооантропоморфных образов (сфинксы, кентавры, ангелы, черти и т.п.).

3. осознание человеком своей особенности, отличия от всех иных форм жизни.

Особо важным для жизни и самосознания человека имеет время. В физической картине мира время и пространство – уравновешенные, соотносимые категории (время – «четвёртое» измерение пространства). В гуманитарной картине мира – время и пространство – принципиально и существенно различны, так как жизнь духа имеет только временное измерение. Человеческий дух «вырвался» из пространства и обрёл собственный внепространственный способ существования (что позволило религии противопоставить дух материи). Время для человека является биографическим параметром, измеряющим его собственное бытие: путь от рождения к смерти. Отсюда – осознание трагизма жизни.

Отношения культуры и человека наиболее разнообразны:

природа даёт культуре материалы, из которых творится «вторая природа»;

общество организует среду, в которой культура живёт;

человек является прямым культурогенным субъектом, он воплощает себя в культуре, делаёт её своим инобытием и ею же формируется.

Один из центральных вопросов культуры – вопрос свободы. Ценностное сознание, отличающее человека от животного, базируется на ВЫБОРЕ. Выбор невозможен без той или иной меры свободы. Животное рождается как сущность, а человек в силу своей способности к свободному выбору выбирает сущность. Культура выступает пространством реализации человеческой свободы.

Таким образом, мы будем говорить о КУЛЬТУРЕ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА ЕЁ БЫТИЯ КАК СМЫСЛА. Способ, через который человеку открывается смысл, ест понимание, а культурой выступает всё в социальной жизни, что предназначено к пониманию.

Культура – проекция бытия как смысла в социальное пространство жизни. В результате такой проекции возникают предметы/вещи, (слова, книги, картины) и процессы (театр, кино, музыка), составляющие КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО и предназначенные к пониманию.

Первый опыт метафизической критики культуры развернут у Ж.-Ж. Руссо. Он критиковал рассудочность и искусственность культуры, обвиняя её в том, что человек становится безнравственным, корыстным, не-свободным. К. по Руссо – господство массы и расхожего мнения, отказ от собственных желаний. Марионетки культуры являются её заложниками. Слабым местом его теории является то, что идея «природной личности» утопична, абсурдна, ибо личность раскрывается как таковая только в обществе.

«Проект современность» для эпохи Просвещения виделся как возвращение е естественному разумному порядку на основе Законодательного Разума (Бог, Природа, Первичная интуиция).

Естественное состояние человека – в природе, которая является высшей ценностью. Руссо: «Всё хорошо, что выходит из рук Творца, всё вырождается в руках человека».


Сейчас читают про: