double arrow

Школа Глазго

2

Брюлловская школа

Нормандская школа

Нормандская школа. Нормандия — историческая область на северо-западе Франции. Название возникло после завоевания этой территории в IX в. племенами норманнов. В истории искусства термин "нормандская школа" возник в связи с творчеством художников преимпрессионистов середины XIX в., предвосхитивших открытия импрессионизма. Они работали на севере Франции, в Нормандии, в частности в Онфлёре, Этрета. С 1861 г. пейзажи Нормандии писал голландский живописец Йохан Бартолд Йонгкинд (1819—1891). Рядом с ним работали Эжен-Луи Буден (1824—1898) и молодой Клод Моне (1840—1926), будущий создатель импрессионизма, который считал Будена и Йонгкинда своими учителями. Йонгкинд, в свою очередь, формировал живописный метод под влиянием Эжена Изабе (1803—1886), акварелиста и литографа, мариниста, изображавшего морские пейзажи и виды побережья Нормандии. Художники, впервые после барбизонцев, использовали метод пленэра — работы непосредственно на "открытом воздухе", с натуры, под северным нормандским ветром. Они следовали традициям голландской живописи XVII в., "панорамного стиля" и достижениям английских пейзажистов. К. Моне позднее называл Й. Йонгкинда "великим маринистом". Ощущение света, воздуха, пространства, тончайших, изменчивых нюансов света и тени в картинах и офортах "нормандцев" в последующие десятилетия успешно развивали французские импрессионисты.

Брюлловская школа, группа художников — учеников и последователей К. П. Брюллова.

С брюлловской школой обычно связывают большинство учеников Брюллова, которые усвоили внешние и идиллические черты его романтических исканий, поверхностно восприняли его живописную манеру или прямо подражали ей, заимствовали характерные для Брюллова типы и сюжеты. Наиболее известны Я. Ф. Капков, выступавший с картинами так называемого академического жанра («Невеста» (см. рис. 12), 1851), П. Н. Орлов, автор салонных портретов и идеализированных сцен итальянской народной жизни («Октябрьский праздник в Риме» (см. рис. 13), 1851), А. В. Тыранов (портрет И. К. Айвазовского, 1841), А. М. Максимов, писавший главным образом иконы.

К брюлловской школе обычно относят и Т. Г. Шевченко, который, испытав в начале творческого пути сильное влияние К. П. Брюллова, в дальнейшем, однако, пошёл самостоятельным путём.

Школа Глазго. Глазго на севере Великобритании — древний город Шотландии. Возник в VI в. на месте кельтского поселения. В Глазго находится собор в стиле английской готики с одной большой башней над средокрестием (1181—1508). Но более всего в истории архитектуры и дизайна этот город прославился на рубеже XIX—XX вв. благодаря творчеству шотландских художников во главе с Чарлзом Рэнни Макинтошем (1868—1928). В 1900-х гг. сложилась "группа четырех": Ч. Макинтош, его жена М. Макдоналд, Дж. Х. Макнейр и его супруга Ф. Макдоналд (сестра М. Макдоналд). К этой группе присоединилась Дж. Ньюбери, художница по тканям, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был ее муж Ф. Ньюбери. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров "удара бича" французского Ар Нуво. Ч. Макинтош был выдающимся архитектором-декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком, акварелистом. В своих графических работах Макинтош близок течению символизма, он причудливо стилизовал природные формы. В проектах оформления интерьеров "группы четырех" использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества гармонии. "Стиль Глазго" развивал рационалистические традиции английского искусства, но придавал им новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна. Особенно знаменитыми стали стулья Ч. Макинтоша (см. рис. 14, 15) с высокими решетчатыми спинками. В 1900 г. состоялась выставка произведений Ч. Макинтоша в венском Сецессионе. Она оказала значительное влияние на австрийских художников и, в частности, на работу "Венских мастерских". Великий князь Сергей Александрович предложил художнику организовать такую же выставку в Москве. Она состоялась в 1902—1903 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: