Семинар 2. Индустриализация и аграрный вопрос в Российской империи

Содержание дисциплины

Формы контроля знаний студентов

Тематический план учебной дисциплины

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о базовых понятиях микро- и макроэкономики в рамках школьного курса обществознания.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении курса «Истории экономических учений»

Название раздела Всего часов Аудиторные часы Самостоя­тельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
  Экономическая история Древнего мира и Средних веков          
  Экономическая история Нового времени          
  Экономическая история Древней России          
  Экономическое развитие крепостнической России          
  Экономическое развитие капиталистической России          
  Мировая экономическая система в начале ХХ в.          
  Экономическое развитие между Первой и Второй мировой войной          
  Экономические системы во второй половине ХХ в.          
  Итого:          
Тип контроля Форма контроля 1 год Параметры **
       
Текущий (неделя) Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 3-6 недели 3-6 недели     Ответы на вопросы на семинарах (устно и письменно)
Контрольная работа   3-я неделя     Проводится по группам в виде теста
Реферат   7-я неделя     Реферат пишется на основе рекомендованного списка литературы, примерный объем реферата 2800 - 3000 слов (не считая титульного листа и списка литературы!). Интервал - 1,5. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце реферата.
Промежу­точный Зачет +       Письменный зачет 60 минут
Итоговый Экзамен   +     Письменный экзамен 70 минут

5.1 Критерии оценки знаний, навыков

При выполнении заданий промежуточного и итогового контроля студент должен продемонстрировать компетенции, указанные в разделе 3 данной программы в сопоставлении с упоминаемой там же той или иной формой контроля.

Написание реферата является обязательным.

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он оценивается максимально в 10 баллов.

Реферат должен содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем реферата – 2800- 3000 слов (шрифт Times, размер 12, интервал 1,5). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.

Рефераты оцениваются по следующим критериям:

- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, не засчитывается.

- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

- способность сформулировать проблему;

- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

- четкость и содержательность выводов.

5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Формирование промежуточной оценки за 1 модуль:

Опромежуточная = 0,5·Отекущая 1 модуля + 0,5·Опромежуточный зачет

Где Отекущая 1 модуля рассчитывается за работу на семинарских занятиях, оценке подлежит аудиторная работа.

Формирование результирующей оценки за два модуля:

Орезульт = 0,3·Осеминары 1+2 мод. + 0,2·Озачет + 0,1·Ореферат + 0,4 · Оэкзамен

Способ округления результирующей оценки – арифметический, в большую сторону.

На пересдаче студенту НЕ предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль и аудиторную работу.

МОДУЛЬ 1 (28 часов, лекции - 20 часов, семинары - 8 часов).

Лекция 1. Экономические структуры древних цивилизаций и Средневековья (2 часа).

Присваивающее и производящее хозяйство; общественное разделение труда; оседлость и кочевничество.Основные признаки цивилизаций. Великие исторические реки. Имперский тип воспроизводства. Колонизация Средиземноморья: полисы, рынки, империи. Восточные цивилизации и торговые пути Старого Света. Европейский феодализм. Развитие денежного обращения и финансовых институтов на Востоке и Западе. Пассивный баланс Запада в экономическом обмене с Востоком.

Семинар 1. Расширение христианского Запада и перерастание заморской торговли в мировой рынок (2 часа).

1. Европейский феодализм и обособление цивилизации христианского Запада.

2. Товарные потоки и методы торговли на средневековом Западе: левантийское направление и Ганза.

3. Факторы заокеанской экспансии и главные территориальные захваты западных держав.

4. Расширение ассортимента и масштабов торговли и образование мирового рынка.

5. “Революция цен”.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Учебник для бакалавров. М.:Юрайт. – 2014. Главы 5, 6.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. М. РОССПЭН, 2001. Главы 3, 5.

Экономическая история. Хрестоматия. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. Раздел 1. Тема 3.

Лекция 2. Становление капиталистической цивилизации в Западной Европе (2 часа).

Сельская и городская экономика христианского Запада. Ярмарки. Вольные города - лидеры ремесла, торговли и банковского дела. Подъем среднего класса. Предпринимательство как форма вертикальной мобильности. Возрождение и Реформация: оправдание богатства и «дух капитализма». Возникновение мануфактур. Первые мировые биржевые центры.

Семинар 2. Экономическая политика национальных государств. Меркантилизм (2 часа).

1. Великодержавные претензии европейских монархий.

2. Монопольные торговые компании.

3. Меркантильные системы французского абсолютизма.

4. Германо-скандинавская Европа и камералистика.

5. Британский меркантилизм: преемственность через революции.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 6, 8.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Глава 6.

Лекция 3. Формирование центро-периферической структуры европейской экономики (2 часа).

Экономический взлет Нидерландов и смещение финансовых центров. Установление европейского баланса. Амстердам - «магазин Европы». Влияние «революции цен» на социально-экономические структуры разных регионов. “Второе издание крепостничества” в странах к востоку от Эльбы.

Лекция 4. Экономическое развитие Древней Руси (2 часа). Природные стихии Великой Русской равнины и их влияние на экономический быт. Воздействие ордынского завоевания на экономические институты. Возвышение Москвы. Централизаторская и закрепостительнаяполитика московских государей. Особенности сословной структуры и городов Московского царства. Колонизация Приуралья и Сибири.

Лекция 5. Реформы Петра I и крепостническая экономическая политика самодержавия (2 часа). Российский меркантилизм. Имперская модернизация: технические и институциональные заимствования (мануфактуры, коллегии и т.д.). Ресурсная база и форсированное создание военной промышленности. Сословное «регулярное государство»; категории крепостного крестьянства и городского населения.

Семинар 3. Власть и предпринимательство в Российской империи (2 часа).

  1. Петровский меркантилизм и фаворитизм.
  2. Дворянская вольность и вельможное предпринимательство.
  3. Эволюция гильдейского купечества и сословное поощрение простонародного предпринимательства.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 11.

Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 3.

Лекция 6. Российская империя как полупериферия (2 часа). Россия как великая военная держава: закрепление на берегах морей, территориальное расширение. Рост внешней торговли и изменение структуры российского экспорта и импорта в XVIII-XIX вв.; факторы превращения в «житницу Европы». Зигзаги промышленного развития империи как отражение сползания на периферию: подъем и упадок уральской металлургии. «Ситцевый капитализм». Эволюция налоговой и денежной систем Российской империи.

Лекция 7. Становление великобританской гегемонии и предпосылки прорыва в индустриальное общество (2 часа). Три яруса капиталистической мир-системы и борьба за гегемонию.Парламентаризмиразвитие капиталистического предпринимательства в Англии: лендлордизм, коммерческий маринизм, мануфактурный протекционизм. Роль Лондонского Сити. Заокеанская экспансия и «революция национального рынка».

Семинар 4. Модели развития в странах-лидерах индустриализации (2 часа).

1. Базисные инновации промышленного переворота: механизация труда, двигательная сила, конструкционные материалы.

2. Факторы замедленного хода индустриализации во Франции и быстрого промышленного роста США.

3. Роль банков и фондовых рынков в индустриализации.

4. Золотой стандарт и эра фритредерства.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 10, 12.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 7-9, 11.

Лекция 8. Новые претенденты на гегемонию в капиталистической мир-системе: США и Германская империя (2 часа). Превращение США в «рынок-континент» и мировую экономическую державу. Транспортная революция. «Прусский путь» развития в сельском хозяйстве и промышленности. Промышленное опережение Англии и Франции Германской империей.

Лекция 9. Капиталистическая мир-система и экономическая конъюнктура (2 часа).

Хронология периодических промышленных кризисов. Их разрастание до мировых. Грюндерство. Предпосылки и проявления Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Мировой аграрный кризис. Западная полупериферия капиталистической мир-системы.

Лекция 10. Реформы и контрреформы в Российской империи. Консервация крепостного права и сползание на периферию.Великие реформы как попытка модернизации. Пережитки крепостного права и положение крестьянства. Эра фритредерства и влияние Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Железнодорожное строительство, освоение ресурсов окраин и формирование новых промышленных регионов. Привлечение западных капиталов и социальный вопрос.

МОДУЛЬ 2 (32 часа, лекции – 24 часа, семинары – 8 часов)

Лекция 1. Структурные сдвиги в промышленности и экспансия финансового капитала. Инновации и новые отрасли-лидеры в промышленности. Формы монополистической концентрации капитала в Европе и США. Социальный вопрос в Европе и США. Классовые идеологии. Формирование модели тейлоризма-фордизма. Реформы Мейдзи и имперская модернизация Японии.

Семинар 1. Западный империализм и предпосылки мирового военного кризиса (2 часа).

  1. Экономические предпосылки и идеологические обоснования территориальной экспансии западных держав.
  2. Колониальный раздел Африки, Азии и Океании.
  3. Столкновение великодержавных центров экономической мощи и мировой военный кризис.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 13.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 11, 12.

Лекция 2. Экономические кризисы и распад Российской империи. Промышленный бум. Западные и восточные узлы внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий. Экономический кризис начала 1900-х и его усугубление в России неудачной войной и революцией. Классовые интересы и формирование политических партий. Думская монархия и предвоенный экономический подъем. Мировая война икрушение Российской империи. Конфронтация «капитализм – социализм».

    1. Железнодорожное и промышленное грюндерство.
    2. «Система Витте».
    3. Аграрный вопрос и столыпинская реформа.
    4. Формирование финансового капитала в Российской империи.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 14, 15.

Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 5.

Лекция 3. Первая мировая война и дезинтеграция мировой экономики. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Изменения в великодержавной расстановке сил. Гиперинфляция в Веймарской Германии. Промышленный бум в США.

Автопромышленность и становление мультидивизиональной модели крупной корпорации современного и маркетинга. Частичная стабилизация в Западной Европе.

Лекция 4. Формирование социалистической модели экономики. «Военный коммунизм» и разруха. План ГОЭЛРО и создание Госплана. Новая экономическая политика (НЭП): смычки и «ножницы». Наркомат финансов и советский червонец. Противоречия многоукладности. Борьба за «генеральную линию партии». Дебаты вокруг 1-го пятилетнего плана.

Лекция 5. «Великая депрессия» 1929-1933 и альтернативные пути выхода из нее.

«Великий крах» и «Новый курс» в США. Крушение золотого стандарта и свободы торговли. Апробация моделей «смешанной экономики» в Западной Европе. Экономические аспекты фашизма. Вторая мировая война и превращение США в сверхдержаву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: