Содержание дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Тематический план учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о базовых понятиях микро- и макроэкономики в рамках школьного курса обществознания.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении курса «Истории экономических учений»
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
Экономическая история Древнего мира и Средних веков | ||||||
Экономическая история Нового времени | ||||||
Экономическая история Древней России | ||||||
Экономическое развитие крепостнической России | ||||||
Экономическое развитие капиталистической России | ||||||
Мировая экономическая система в начале ХХ в. | ||||||
Экономическое развитие между Первой и Второй мировой войной | ||||||
Экономические системы во второй половине ХХ в. | ||||||
Итого: |
Тип контроля | Форма контроля | 1 год | Параметры ** | |||
Текущий (неделя) | Вопросы для оценки качества освоения дисциплины | 3-6 недели | 3-6 недели | Ответы на вопросы на семинарах (устно и письменно) | ||
Контрольная работа | 3-я неделя | Проводится по группам в виде теста | ||||
Реферат | 7-я неделя | Реферат пишется на основе рекомендованного списка литературы, примерный объем реферата 2800 - 3000 слов (не считая титульного листа и списка литературы!). Интервал - 1,5. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце реферата. | ||||
Промежуточный | Зачет | + | Письменный зачет 60 минут | |||
Итоговый | Экзамен | + | Письменный экзамен 70 минут |
5.1 Критерии оценки знаний, навыков
|
|
При выполнении заданий промежуточного и итогового контроля студент должен продемонстрировать компетенции, указанные в разделе 3 данной программы в сопоставлении с упоминаемой там же той или иной формой контроля.
Написание реферата является обязательным.
Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он оценивается максимально в 10 баллов.
Реферат должен содержать:
- введение, содержащее постановку проблемы;
|
|
- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);
- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;
- список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).
Объем реферата – 2800- 3000 слов (шрифт Times, размер 12, интервал 1,5). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
Рефераты оцениваются по следующим критериям:
- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, не засчитывается.
- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;
- способность сформулировать проблему;
- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;
- четкость и содержательность выводов.
5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Формирование промежуточной оценки за 1 модуль:
Опромежуточная = 0,5·Отекущая 1 модуля + 0,5·Опромежуточный зачет
Где Отекущая 1 модуля рассчитывается за работу на семинарских занятиях, оценке подлежит аудиторная работа.
Формирование результирующей оценки за два модуля:
Орезульт = 0,3·Осеминары 1+2 мод. + 0,2·Озачет + 0,1·Ореферат + 0,4 · Оэкзамен
Способ округления результирующей оценки – арифметический, в большую сторону.
На пересдаче студенту НЕ предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль и аудиторную работу.
МОДУЛЬ 1 (28 часов, лекции - 20 часов, семинары - 8 часов).
Лекция 1. Экономические структуры древних цивилизаций и Средневековья (2 часа).
Присваивающее и производящее хозяйство; общественное разделение труда; оседлость и кочевничество.Основные признаки цивилизаций. Великие исторические реки. Имперский тип воспроизводства. Колонизация Средиземноморья: полисы, рынки, империи. Восточные цивилизации и торговые пути Старого Света. Европейский феодализм. Развитие денежного обращения и финансовых институтов на Востоке и Западе. Пассивный баланс Запада в экономическом обмене с Востоком.
Семинар 1. Расширение христианского Запада и перерастание заморской торговли в мировой рынок (2 часа).
1. Европейский феодализм и обособление цивилизации христианского Запада.
2. Товарные потоки и методы торговли на средневековом Западе: левантийское направление и Ганза.
3. Факторы заокеанской экспансии и главные территориальные захваты западных держав.
4. Расширение ассортимента и масштабов торговли и образование мирового рынка.
5. “Революция цен”.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Учебник для бакалавров. М.:Юрайт. – 2014. Главы 5, 6.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира. М. РОССПЭН, 2001. Главы 3, 5.
Экономическая история. Хрестоматия. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. Раздел 1. Тема 3.
Лекция 2. Становление капиталистической цивилизации в Западной Европе (2 часа).
Сельская и городская экономика христианского Запада. Ярмарки. Вольные города - лидеры ремесла, торговли и банковского дела. Подъем среднего класса. Предпринимательство как форма вертикальной мобильности. Возрождение и Реформация: оправдание богатства и «дух капитализма». Возникновение мануфактур. Первые мировые биржевые центры.
|
|
Семинар 2. Экономическая политика национальных государств. Меркантилизм (2 часа).
1. Великодержавные претензии европейских монархий.
2. Монопольные торговые компании.
3. Меркантильные системы французского абсолютизма.
4. Германо-скандинавская Европа и камералистика.
5. Британский меркантилизм: преемственность через революции.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 6, 8.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Глава 6.
Лекция 3. Формирование центро-периферической структуры европейской экономики (2 часа).
Экономический взлет Нидерландов и смещение финансовых центров. Установление европейского баланса. Амстердам - «магазин Европы». Влияние «революции цен» на социально-экономические структуры разных регионов. “Второе издание крепостничества” в странах к востоку от Эльбы.
Лекция 4. Экономическое развитие Древней Руси (2 часа). Природные стихии Великой Русской равнины и их влияние на экономический быт. Воздействие ордынского завоевания на экономические институты. Возвышение Москвы. Централизаторская и закрепостительнаяполитика московских государей. Особенности сословной структуры и городов Московского царства. Колонизация Приуралья и Сибири.
Лекция 5. Реформы Петра I и крепостническая экономическая политика самодержавия (2 часа). Российский меркантилизм. Имперская модернизация: технические и институциональные заимствования (мануфактуры, коллегии и т.д.). Ресурсная база и форсированное создание военной промышленности. Сословное «регулярное государство»; категории крепостного крестьянства и городского населения.
Семинар 3. Власть и предпринимательство в Российской империи (2 часа).
- Петровский меркантилизм и фаворитизм.
- Дворянская вольность и вельможное предпринимательство.
- Эволюция гильдейского купечества и сословное поощрение простонародного предпринимательства.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 11.
|
|
Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 3.
Лекция 6. Российская империя как полупериферия (2 часа). Россия как великая военная держава: закрепление на берегах морей, территориальное расширение. Рост внешней торговли и изменение структуры российского экспорта и импорта в XVIII-XIX вв.; факторы превращения в «житницу Европы». Зигзаги промышленного развития империи как отражение сползания на периферию: подъем и упадок уральской металлургии. «Ситцевый капитализм». Эволюция налоговой и денежной систем Российской империи.
Лекция 7. Становление великобританской гегемонии и предпосылки прорыва в индустриальное общество (2 часа). Три яруса капиталистической мир-системы и борьба за гегемонию.Парламентаризмиразвитие капиталистического предпринимательства в Англии: лендлордизм, коммерческий маринизм, мануфактурный протекционизм. Роль Лондонского Сити. Заокеанская экспансия и «революция национального рынка».
Семинар 4. Модели развития в странах-лидерах индустриализации (2 часа).
1. Базисные инновации промышленного переворота: механизация труда, двигательная сила, конструкционные материалы.
2. Факторы замедленного хода индустриализации во Франции и быстрого промышленного роста США.
3. Роль банков и фондовых рынков в индустриализации.
4. Золотой стандарт и эра фритредерства.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 10, 12.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 7-9, 11.
Лекция 8. Новые претенденты на гегемонию в капиталистической мир-системе: США и Германская империя (2 часа). Превращение США в «рынок-континент» и мировую экономическую державу. Транспортная революция. «Прусский путь» развития в сельском хозяйстве и промышленности. Промышленное опережение Англии и Франции Германской империей.
Лекция 9. Капиталистическая мир-система и экономическая конъюнктура (2 часа).
Хронология периодических промышленных кризисов. Их разрастание до мировых. Грюндерство. Предпосылки и проявления Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Мировой аграрный кризис. Западная полупериферия капиталистической мир-системы.
Лекция 10. Реформы и контрреформы в Российской империи. Консервация крепостного права и сползание на периферию.Великие реформы как попытка модернизации. Пережитки крепостного права и положение крестьянства. Эра фритредерства и влияние Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Железнодорожное строительство, освоение ресурсов окраин и формирование новых промышленных регионов. Привлечение западных капиталов и социальный вопрос.
МОДУЛЬ 2 (32 часа, лекции – 24 часа, семинары – 8 часов)
Лекция 1. Структурные сдвиги в промышленности и экспансия финансового капитала. Инновации и новые отрасли-лидеры в промышленности. Формы монополистической концентрации капитала в Европе и США. Социальный вопрос в Европе и США. Классовые идеологии. Формирование модели тейлоризма-фордизма. Реформы Мейдзи и имперская модернизация Японии.
Семинар 1. Западный империализм и предпосылки мирового военного кризиса (2 часа).
- Экономические предпосылки и идеологические обоснования территориальной экспансии западных держав.
- Колониальный раздел Африки, Азии и Океании.
- Столкновение великодержавных центров экономической мощи и мировой военный кризис.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 13.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 11, 12.
Лекция 2. Экономические кризисы и распад Российской империи. Промышленный бум. Западные и восточные узлы внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий. Экономический кризис начала 1900-х и его усугубление в России неудачной войной и революцией. Классовые интересы и формирование политических партий. Думская монархия и предвоенный экономический подъем. Мировая война икрушение Российской империи. Конфронтация «капитализм – социализм».
- Железнодорожное и промышленное грюндерство.
- «Система Витте».
- Аграрный вопрос и столыпинская реформа.
- Формирование финансового капитала в Российской империи.
Основная литература:
Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 14, 15.
Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 5.
Лекция 3. Первая мировая война и дезинтеграция мировой экономики. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Изменения в великодержавной расстановке сил. Гиперинфляция в Веймарской Германии. Промышленный бум в США.
Автопромышленность и становление мультидивизиональной модели крупной корпорации современного и маркетинга. Частичная стабилизация в Западной Европе.
Лекция 4. Формирование социалистической модели экономики. «Военный коммунизм» и разруха. План ГОЭЛРО и создание Госплана. Новая экономическая политика (НЭП): смычки и «ножницы». Наркомат финансов и советский червонец. Противоречия многоукладности. Борьба за «генеральную линию партии». Дебаты вокруг 1-го пятилетнего плана.
Лекция 5. «Великая депрессия» 1929-1933 и альтернативные пути выхода из нее.
«Великий крах» и «Новый курс» в США. Крушение золотого стандарта и свободы торговли. Апробация моделей «смешанной экономики» в Западной Европе. Экономические аспекты фашизма. Вторая мировая война и превращение США в сверхдержаву.