double arrow

Хеттская культура


Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII—XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV—XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода.




20. Древняя Ассирия. Особенности исторического развития. Внутренняя и внешняя политика ассирийских правителей периода первого и второго возвышения. Ассирийские законы.

В области среднего течения Тигра, через которую уже в глубокой древности проходили важные торговые пути, в начале II тыс.до н.э. вокруг города Ашшура стало складываться государство Ассирия, которому предстояло превратиться в одну из крупнейших держав древности. В первые века своего развития Ассирия находилась в зависимости от своих сильных соседей - Вавилонии и Митанни. В XIY в.до н.э. Ассирия подчинила Митанни и стала могущественным государством. После падения Хеттского царства Ассирия раздвинула свои границы до Вавилонии и Египта. Но в XI в.до н.э. ассирийское могущество было подорвано нашествием аравийских племен арамеев.

С IX в.до н.э. начался новый подъем Ассирии, который привел к созданию Новоассирийской военной державы. Это был наивысшего могущества Ассирии. В это время была создана могущественная армия, включавшая наряду с пехотой, конницу и саперные части. Она насчитывала до 120 тысяч воинов. Для ее вооружения были созданы огромные арсеналы с искусными мастерами оружейного дела. Ассирийские цари используя хорошо организованную разведку разгромили всех своих противников, включая Вавилон, Урарту, Мидию. Границы Ассирии были раздвинуты до Средиземноморья на западе, Закавказья на севере, Ирана на востоке и Персидского залива на юге. В состав Ассирийской державы попал даже Египет. Новая столица государства - Ниневия поражала своим великолепием. О развитии культуры этого времени свидетельствует библиотека Ниневии, где хранились 20 тысяч глиняных табличек с текстами.



Богатство Ассирии было создано за счет ограбления завоеванных стран. В конце YII в.до н.э. начался период смут и упадка, который привел к гибели Ассирии под ударами объединенных сил Мидии и восставшего Вавилона.

Хеттское и Ассирийское царства дают нам пример развития общества и государства отличных от Египта и Месопотамии. Здесь не было условий для развития оросительных систем в масштабах всей страны. Здесь не сложилось деспотических государств. В этих странах на первый план выступает военная экспансия, ее целью является ограбление завоеванных стран и взимание с них огромной дани. Так складываются военные монархии. Наиболее характерный пример - Ассирийская держава, включавшая в свой состав почти все страны Передней Азии и на протяжении некоторого времени Египет. Ассирийские цари создали лучшую для своего времени армию и сокрушили своих противников. По отношению к покоренным народам они проводили политику жестоких репрессий и взимания "тяжелой дани", которая приводила к разорению целых стран. Но государство, основанное на насилии не могло быть прочным. Поэтому военно-административные образования, подобные Ассирийской державе оказывались недолговечными.



2. СТРУКТУРА АССИРИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В поздней Ассирии общинная и большесемейная собственность на землю исчезает. Возникает частное землевладение, а "большая семья" превращается в индивидуальную. Широкое распространение товарно-денежных отношений - характерная черта этого периода, определившая многие другие его особенности.

Во главе ассирийского общества стоял царь, власть которого теоретически была ограничена лишь волей богов. Однако реальное содержание этой "воли" определялось соотношением сил между различными группировками знати. Царем становились не столько по праву рождения, сколько в силу "божественного избрания", т.е. решения оракула, и, следовательно, по желанию наиболее влиятельной в этот момент группировки. Царь находился как бы на вершине пирамиды, состоящей из крупных и мелких чиновников, т.е. сложного и разветвленного аппарата управления. Общинная знать к этому времени уже исчезла, и потому знать Ассирии - служилая. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Для предотвращения этого на важнейшие посты назначались, как мы видели, евнухи. Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения и множество подневольных людей, эти владения не составляли единого массива, а были преднамеренно разбросаны едва ли не по всей стране. Свои земли вельможа либо сдавал в аренду, либо заставлял их обрабатывать принадлежащих ему подневольных людей. Доход поступал к нему в денежной форме. Кроме того, крупным чиновникам доставались еще и выплаты из казны - за счет податей, даней и военной добычи. Наконец, некоторые из них пользовались доходами от провинций, "приписанных" к их должностям.

Что же касается мелких чиновников, то источником их существования было либо крошечное жалованье, похожее скорее на паек, либо очень маленький служебный земельный надел. Наследование чиновничьих должностей происходило лишь по утверждению царем. При восшествии нового царя на престол все чиновники приносили "присягу" или "клятву", в которой центральное место отведено обязательству немедленно доносить царю о всяком заговоре, мятеже или злоупотреблении.

В Ассирийской державе значительная часть земель принадлежала царю по праву завоевания. Сельские общины превратились в чисто административные и фискальные единицы. Земли из царского фонда раздавались крупным и мелким чиновникам в условное владение или в собственность. Личное (дворцовое) хозяйство царя и членов царской семьи было не так велико, поскольку основные доходы поступали в виде налогов. Крупными землевладельцами были храмы. Однако землепользование было повсеместно только мелким. Крупные землевладельцы (царь, храмы, вельможи) располагали сотнями, тысячами, иногда многими тысячами подчиненных им мелких хозяйств. Все земли, находившиеся в собственности или в пользовании частных лиц, облагались государственными податями и поборами в пользу храмов. И те и другие были натуральными: "зерно изъятия" (1/10 урожая); "солома" (подать фуражом в размере 1/4 сбора); "взятие крупного и мелкого скота" (по 1 голове скота с каждых 20) и др. Главный побор в пользу храмов назывался "пятиной". С владением землей были связаны также и повинности. Повинности были общие (военная и строительная) и специальные (несение какой-либо службы, за которую и выдавался надел). В ряде случаев цари предоставляли землевладельцам так называемый иммунитет, т.е. полное или частичное освобождение от податей и повинностей. Такое освобождение представляло собой уступку государством податей и повинностей в пользу землевладельца, что, естественно, увеличивало его доходы. Лица, пользовавшиеся той или иной степенью иммунитета от царских налогов и повинностей, назывались "свободными" (заку) или "освобожденными" (закку), но, по существу, это понятие могло включать и вельмож, и подневольных людей.

Основную часть непосредственных производителей в сельском хозяйстве Ассирийской державы составляли люди, насильственно угнанные из родных мест. На новых местах их сажали на земли, принадлежащие царю, храмам или частным лицам. Существовали также и другие категории подневольных людей. Все они были фактически прикреплены к земле, т.е. продавались, как правило, только вместе с землей и всей семьей, в составе целостного хозяйства. С правовой точки зрения все они считались рабами. Но вместе с тем эти люди могли иметь собственность (в том числе землю и рабов), заключать сделки от своего, имени, вступать в брак, выступать в суде и т.п. С другой стороны, мелкое свободное крестьянство постепенно сливается с этими людьми в единое сословие подневольных земледельцев. Происходило это путем "приписывания" земель, заселенных свободными крестьянами, к крупным чиновникам в виде "кормления", сначала как бы во временное пользование. Постепенно, однако, эти земли (вместе с людьми) оказывались закрепленными за вельможами навечно. Свободное население в этот период сосредоточивается в городах - центрах ремесла и торговли. В Ассирии были пущены в обращение слитки серебра со специальным клеймом, удостоверяющим вес и качество серебра, - непосредственные предшественники монеты. Важнейшие города пользовались особыми привилегиями, освобождавшими их от повинностей и податей, т.е. их население входило в категорию "свободных". Города имели органы самоуправления в виде народного собрания и совета старейшин. Но вопросы о степени автономии и объеме привилегий того или иного города нередко по-разному толковались горожанами и царской администрацией, что приводило к серьезным конфликтам и даже гражданским войнам.







Сейчас читают про: