Исследования деятельности казахской интеллигенции

Документы Комиссариата народного образования использованные для

Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы

IV вариант

PAPER 4

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

продолжительность: 90 минут

Ресурс А Отрывок из письма Сталина членам бюро ВКП б

Казкрайком в журнале «Ак жол». 1925 год 29 мая.

Я полностью поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к советской печати. Я так же поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к развитию казахской культуры. Подготовка учебников на казахском языке является основной задачей сферы культуры. Но я против участия беспарийной интеллигенции в политической и идеологической борьбе. Я не поддерживаю участие беспартийных в воспитании казахской молодежи.

Ресурс В 11.06.2009 «День памяти жертв политических

репрессий»

Старший прокурор управления по реабилитации граждан и надзора за исполнением наказаний - Болат Сыздыков.

Главное преступление сталинизма заключалось в применении командно-административной системы, создании системы лагерей, в насильственном переселении народов, нарушении гражданских прав и свобод. По этой причине Сталинская Конституция СССР 1936 года еще больше укрепила эту систему, а социализм обрел тоталитарно-казарменный режим. Как показывают материалы следствия, Уголовно-процессуальный кодекс грубейшим образом нарушался. Об его нарушении свидетельствуют следующие доказательства: уголовные дела возбуждались без постановлений, обвиняемые подвергались аресту безосновательно и без санкции прокурора. Обвиняемые по предвзятой позиции уже считались виновными и месяцами без суда и следствия содержались в тюрьмах ОГПУ. В конце расследования обвиняемых даже не знакомили с материалами дела. Обвиняемые были лишены права на защиту. По завершению дела без утверждения отправлялись во внесудебные органы без и именно они выносили по ним приговоры.

Ресурс С Дип.-Халық-Ағарту-Комиссариатының-қоры

В Казахстане советская власть начала духовное наступление на представителей казахской интеллигенции в лице комиссариата народного просвещения. Ответсвенный секретарь Казкрайкома ВКП (б) Ф.И.Голощекин был против участия представителей казахской интеллигенции в культурной деятельности, их идеологического влияния на общество. Критиковал руководителей Комиссариата народного просвещения, часто требовал проверять интеллигенцию с целью раскрытия их деятельности, подрывающей устои советского общества и дальнейшего отстранения от культурной жизни. До этого времени авторами учебников являлись лидеры «Алаш», поэтому руководство все силы направляло на соответствие учебников советской идеологии.

Ресурс Д Михаил Зельцер сын узницы, 2002 г

«Жети жаргы» книга «Страницы трагических судеб»:

«Кого только не собрал лагерь – здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид».

Бывшая узница АЛЖИРа Мария Даниленко из Харькова в своих воспоминаниях в той же книге «Страницы трагических судеб» пишет, что у 90 процентов заключенных было высшее образование».

Ресурс Е Фотокопия снимка Гертруды Платайс, узницы АЛЖИРа

(Акмолинского лагеря жен "изменников" родины).

Фотография размещена в музее памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: