Глобализация – это усиление взаимозависимости национальных экономик, превращение единого рынка в единый механизм, функционирующий по единым законам.
В основе предпосылок и движущих сил глобализации лежат следующие факторы:
- экономический: огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, выходящих за рамки национальных границ;
- политический: государственные границы становятся все более прозрачными, позволяя свободно передвигаться всем видам ресурсов.
- технический: средства связи и транспорт создают огромные возможности для свободы передвижения всех ресурсов;
- информационный: появление Интернета, мобильной связи, совершенствование всемирных коммуникационных сетей;
- общественный: ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей.
К положительным последствиям глобализации можно отнести:
· Совершенствование транспорта и связи.
· Унификация законодательства.
· Устранение политических и экономических барьеров международной торговли.
· Удешевление производства продукции при неизменном состоянии качества.
· Доступность достижений науки, техники, культуры.
· Увеличение числа стран с единой валютой.
· Рост масштабов миграции рабочей силы.
Отрицательными последствиями глобализации считают следующие:
· Укрепление позиций индустриальных стран.
· Уменьшение воздействия государства на экономику страны.
· Ограниченность природных ресурсов.
· Загрязнение окружающей среды.
· Разрыв между бедными и богатыми странами.
· Демографические проблемы.
Агентами глобализации являются:
ü международные финансовые, торговые, экономические организации (МВФ, МБРР, ВТО, МОГ и проч.):
ü транснациональные корпорации, транснациональные банки и их сети;
ü региональные экономические организации (ЕС. АСЕАН и проч.);
ü ведущие страны мира (США. Китай и др.);
ü отдельные физические лица и политические группы, интересы которых обычно не совпадают с глобальными тенденциями прогрессивного мирового развития.
Глобализация является неотвратимой, и многие из протестующих против нее (в том числе ведущие финансисты и политики), это понимают, поэтому выступают лишь за иной, более гуманный ее ход, придание глобальной экономике человеческого лица, уделение большего внимания социальным и экологическим проблемам, контролю деятельности ТНК и проч.
Этапы экономической интеграции в той или иной степени проходят все страны, вступившие в процесс объединения экономик. Их знание необходимо для полного понимания структур, целей и задач всех интеграционных объединений.
К наиболее известным интеграционным группировкам относят:
ü ЕС - Европейский союз
ü СНГ - Содружество Независимых Государств - таможенный союз, некоторых бывших стран СССР.
ü НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли, в которую входят США, Канада и Мексика.
ü АТЭС – зона Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.В рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на себя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятельность в этой “своей” области.
ü Андская группа - Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.
ü МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса -Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
ü АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма
Мировой рынок представляет собой форму организации и функционирования мировой экономики. Основами мирового рынка являются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена. Важнейший сектор мирового рынка - рынок товаров и услуг. Его основой является международная торговля.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Операции мировой торговли:
· Экспорт– продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны-продавца.
· Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну-покупателя.
· Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну-импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением таможенных формальностей.
· Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее вывезенных из страны товаров.
Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; правовые институты: совокупность конкретных методов и инструментов регулирования.
Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.
· Протекционизм- это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара.
· Свобода торговли (либерализация) - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях.
Главной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.
Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических связей являются различные стандарты и технические нормы.
Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.
Согласно принятой в ООН классификации инструментами прямого действия являются тарифные и нетарифные методы.
К тарифным методам относят таможенное регулирование, которое оказывает прямое влияние на воспроизводственный комплекс страны, норму прибыли и, соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень внутренних цен.
К нетарифным методам относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
Экспортная или импортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами. Лицензии бывают: разовыми (оформляются по каждой сделки) или генеральными (выдаются на определенный срок для осуществления одной или нескольких сделок).
Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке.
ВТО (Всемирная торговая организация) с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), которое подписали в 1947 г. 23 государства. Членами ВТО являются 148 стран. Генеральный директор ВТОс 2005 г. -француз Паскаль Лами. Исполнительным органом организации является Секретариат, находящийся в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.
Заявку на присоединение к ВТО подала в 1993 г. Россия.
Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли.
Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.
Основной механизм деятельности ГАТТ/ВТО - раунды многосторонних переговоров, которые длятся несколько лет. До 1994 г. прошло восемь раундов многосторонних переговоров, в результате которых средневзвешенная ставка таможенных тарифов в странах-участницах была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г.
В декабре 1995 г. в Сингапуре состоялась первая конференция ВТО нового раунда. В 1996-1997 гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.
ОЭСР - международная межправительственная экономическая организация, созданная 30 сентября 1961 г., предшественницей которой была Организация европейского экономического сотрудничества, созданная 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла.
В настоящее время членами ОЭСР являются 30 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. России предоставлен статус наблюдателя в ряде комитетов Организации. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 18,5% населения земного шара, приходится 59% мирового ВВП (с учетом ППС).
Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро - и отраслевом уровнях.