Мировой рынок услуг

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринго­вых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями, т.к. услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению.

Транспортировка товаров и услуг продолжает процесс производства. Затраты на транспортировку выступают в качестве важного компонента цены. Успех внешнеторгового контракта и его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того, как и каким видом транспорта перевозится товар.

В международных пассажирских перевозках лидирует воздушный транспорт, имеющий явное преимущество в скорости перевозки.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор перевозки, заключаемый между перевозчиком (фрахтовщиком)и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем),называется чартером.

Международный туризм вносит наибольший вклад в международную торговлю услугами, и в том числе, способствует развитию международных пассажирских перевозок. Число международных туристических поездок увеличилось почти в 30 раз за последние полвека. По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому “товару № 1”.

Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испа­нии и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США.

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных турис­тов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят неболь­шие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значи­тельную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Бар­бадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную мас­су этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми ту­ристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филип­пины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется запад­ным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними незначительны.

Наиболее быстро растет торговля современными услугами, связанными, прежде всего с обменом на­учно-техническими знаниями и производственным опытом (торгов­ля лицензиями, ноу-хау, технологиями, инженерно-консультационными и другими услугами).

Мировая торговля услугами интеллектуальной собственности происходит в форме купли-продажи:

· Патентов

· Имущественных авторских прав

· Ноу-хау

· Товарных знаков

· Промышленных образцов

Патент – это свидетельство, выдаваемое компетентными правительственными учреждениями данной страны изобретателю или его правопреемнику, удостоверяющее исключительное право патентообладателя на использование изобретения на территории данной страны.

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями - лицензионная торговля, предметом которой явля­ются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой мар­ки, необходимых для производства коммерческой и иной продук­ции в течение определенного срока за обусловленное вознаграж­дение.

В мировой практике происходит усложнение форм международного обмена технологиями, содержащихся в патентах, лицензиях, договорах на передачу ноу-хау. Причиной данного процесса является степень развития ведущих наиболее наукоемких отраслей промышленности.

Технология – это совокупность знаний, с помощью которых патентные права, научные знания, результаты исследований и разработок применяются в производстве товаров.

Основные участники международной технологической кооперации – транснациональные корпорации. Наиболее распространенная правовая форма обмена технологиями внутри ТНК – лицензионные соглашения. Мировой опыт показывает, что приоритетными являются информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, технологии композитных материалов.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концен­трации капитала в области инженерной деятельности.

Инжиниринг - это услуги коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сель­скохозяйственных и других объектов.

Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой произ­водственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.

Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специа­лизированными инженерно-консультационными (инжиниринго­вы­ми) фирмами, а также международными и транснациональными промыш­ленными и строительными компаниями.

Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжинирин­говых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Ка­нады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: