Содержание дисциплины
Структура преподавания дисциплины
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области» составляет 7 зачетных единиц или 252 часа.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
для разных форм обучения
очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Семестр | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||
Лекции | лаб. раб. | Пр. зан. | сем. зан. | сам. Раб. | ||||||
Введение. Культура Невского края в древности и средневековье | - | - | ||||||||
1.1 | Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре | 1, 2 | - | - | Доклады, Исследоват. семинар | |||||
1.2 | Освоение территории и культура первобытного населения Невского края | 3, 4 | - | - | Исследоват. семинар | |||||
1.3 | Культура населения Невского края в эпоху средневековья | 5, 6, 7 | - | - | Исследоват. семинар | |||||
Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XVIII в. | - | - | ||||||||
2.1 | Санкт-Петербург в Петровскую эпоху | 8, 9, 10 | - | - | Доклады, Исследоват. семинар | |||||
2.2 | Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы | 11, 12 | - | - | Собеседование | |||||
2.3 | Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II | 13, 14, 15 | - | - | Доклад Презентация | |||||
2.4 | Санкт-Петербург в правление Павла I | 16, 17 | - | - | Собеседование Презентация | |||||
Всего за семестр: | - | - | ||||||||
Зачет: | Устный зачет | |||||||||
Культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области в XIX – начале XX в. | - | - | Доклады, Исследоват. семинар | |||||||
3.1 | Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I | 1, 2, 3 | - | - | Доклад Презентация | |||||
3.2 | Санкт-Петербург в правление Николая I | 4, 5 | - | - | Устный отчет | |||||
3.3 | Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра II и Александра III | 6, 7, 8, | - | - | собеседование | |||||
3.4 | Санкт-Петербург в годы правления Николая II | 9, 10 | - | - | ||||||
Культура Ленинграда и Ленинградской области в советскую эпоху | - | - | Доклады, Исследоват. семинар | |||||||
4.1 | Ленинград в 1920-50-е годы | 11, 12, 13 | - | - | собеседование | |||||
4.2 | Культура Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е годы | 14, 15 | - | - | ||||||
Культура постсоветского Петербурга. | - | - | ||||||||
5.1 | Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время | 16, 17 | - | - | ||||||
Всего за семестр: | - | - | ||||||||
Экзамен: | ||||||||||
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 252 / 7 | 252 / | - | ||||||||
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | ||||||||||
Курсовая работа (проект) | Зачет | Экзамен | ||||||||
Семестры: | - |
4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины
|
|
|
|
Раздел 1. Введение. Культура Невского края в древности и средневековье
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре | Знать специфику Пе тербурга как особого явления в истории России и мировой культуре. Уметь объяснять роль и место города современной отечественной культуре. | Обзорная лекция, исследовательский семинар | ||
Освоение территории и культура первобытного населения Невского края | Знать историю освоения территории Невского края; Владеть практическими навыками применения этих знаний в СКД | Лекция-информация, семинар-дискуссия | ||
Культура населения Невского края в эпоху средневековья | Знать историю и культуру средневекового периода Невского края; Уметь использовать эти знания в практическими навыками применения знаний в сфере СКД | Лекция с использованием мультимедийных средств, практическое занятие |
Тема 1.1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре.
Вклад Санкт-Петербурга в мировую культуру. Синтез европейских и отечественных традиций в облике Санкт-Петербурга. Сравнение культурных особенностей Санкт-Петербурга и Москвы. Новая столица как аккумулятор творческих сил России и Европы. Мифология и мистика Санкт-Петербурга. Городские легенды.
Литература:
1. Анисимов, Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого / Е. В. Анисимов. – СПб.: Дм. Буланин, 2003.
2. Базарова, Т. А. Планы Петровского Петербурга / Т. А. Базарова – СПб.: Дм. Буланин, 2003.
3. Петербург в эпоху Петра I. Каталог документов. – СПб.: Дм. Буланин, 2003.
4. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов – СПб.: Лениздат, 2004.
Тема 1.2. Освоение территории и культура первобытного населения Невского края.
Древнейшие насельники Невского края. Стоянки и поселения эпохи мезолита и неолита. Хозяйственно-культурная и языковая принадлежность древнейших групп первобытного населения края. Данные топонимики как отражение полиэтничного населения Ленинградской области.
Литература:
1. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов – СПб.: Лениздат, 2004.
2. Горбачевич, К.С. Почему так названы?/К.С.Горбачевич, Е.П.Хабло - СПб.: АО "Норинт", 1996.
3. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие). /Сост. В.А.Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.
Тема 1.3. Культура населения Невского края в эпоху средневековья.
Обитатели приневских берегов (водь, чудь, ижора, весь, карелы, ингерманландские финны. Крестовые походы шведов на новгородские земли. Водская пятина - часть Новгородской феодальной республики и приграничная часть Московского государства. Важнейшие войны и сражения, строительство крепостей. Крепости Ландскрона, Ниеншанц, Канцы. Столбовский мир (1617 г.). Завоевание прибалтийских земель Петром I.
Литература:
1. Археологическое наследие Санкт-Петербурга: сб. статьей. – СПб.: Нестор, 2003.
2. Власов, А.С.Древнерусские крепости Северо-Запада/А.С.Власов, Г.Н. Элькин. – СПб.: «Паритет», 2007.
|
|
3. Гиппинг, А. И. Нева и Ниеншанц / А. И. Гиппинг. – М.: Наука, 2003.
4. Марсден, К. Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга / К. Марсден – М.: Наука, 2004.
Раздел 2. Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XVIII в.
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
Санкт-Петербург в Петровскую эпоху | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в начале 18 в.; Уметь использовать данные материалы в практике работы в СКД; | Проблемная лекция, практическое занятие | ||
Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в эпоху Елизаветы Петровны; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Лекция-диспут, практическое занятие | ||
Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II | Знать особенности культуры города и региона во 2 пол. 18 в.; Владеть практическими навыками применения этих знаний в сфере СКД | Проблемная лекция, практическое занятие | ||
Санкт-Петербург в правление Павла I | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в конце 18 в.; Уметь использовать данные материалы в практике работы в СКД; | Лекция-диспут, практическое занятие |
Тема 2.1. Санкт-Петербург в Петровскую эпоху.
Строительство Петропавловской крепости. Первые здания города, первая городская улица, площадь, гостиный двор, таможня. Планы застройки (Д. Трезини, Ж.Б. Леблон). Складывание стиля “петровское барокко”. Санкт-Петербург – столица Российской империи. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху. Первые строители и жители города. Петербургская знать. Двор и гвардия при Петре I. Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге. Петровские ассамблеи, гулянья в летнем саду, фейерверки, традиции пушечных выстрелов. Газеты и книги. Первые музеи, библиотеки. Первые церкви в Санкт-Петербурге.
Литература:
|
|
1. Костылев, Р. П. Петербургские архитектурные стили / Р. П. Костылев, Г.Ф. Пересторонина. – СПб.: Астрель-СПб, 2002.
2. Морозова, А. А. Городской архитектор Санкт-Петербурга / А. А. Морозова, Н. Ф. Гербель. – СПб.: Архитектура, 2004.
3. Шуйский, В. К. Огюст Монферан / В. К. Шуйский. – М.: Азбука, 2005.
4. Санкт-Петербург. 300 лет истории. – СПб.: Наука, 2003.
Тема 2.2. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы.
Граница и предместья города. Аничковская слобода. Первый мост в Петербурге. Постройка крупных дворцов и монастырей. Аничковский дворец. Придворные церемонии. Малый театр. Набожность Елизаветы. Торжественные богослужения. Зимний дворец. Закладка нового здания.
Литература:
1. Муравьева, И. А. Век модерна / И. А. Муравьева. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.
Тема 2.3. Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II.
Отражение эпохи Просвещения на духовном облике столицы. Развитие образования, науки, философии. Эрмитаж: этапы застройки, первые коллекции. Открытие новых воспитательных учреждений в Санкт-Петербурге. Переход к классицизму (ранний, строгий).
Литература:
1. Гордин, М. А. Екатерининский век / М. А. Гордин. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.
Раздел 3. Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XIX – начале XX в.
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в 1 четв. 19 в.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар | |
2. | Санкт-Петербург в правление Николая I | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга во 2 четв. 19 в.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Лекция, Практическое занятие | |
Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра II и Александра III | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга во 2 пол. 19 в. Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Лекция-диспут, практическое занятие | ||
Санкт-Петербург в годы правления Николая II | Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в кон. 19 – нач. 20 в. Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Лекция-информация, семинар-дискуссия |
Тема 3.1. Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I.
Культурный подъем в Петербурге в начале XIX в. Либеральные реформы Александра I. Классицизм. Литературный Петербург (А.С. Пушкин и др.). Наиболее значительные постройки этого времени: Сенат и Синод, Александровская колонна и др. Новый архитектурный стиль - ампир. Литературные салоны, собрания и кружки. Театральная и музыкальная жизнь города.
Литература:
1. Военная столица Российской империи. – СПб.: Полигон, 2004.
2. Горышина, Т. К. Зеленый миг старого Петербурга / Т. К. Горышина. – СПб.: Наука, 2003.
3. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Полигон, 2003.
4. Келлер, Е. Э. Петербург. Морская столица России / Е. Э Келлер, А. Э. Келлер. – СПб.: Азбука, 2003.
Тема 3.4. Санкт-Петербург в годы правления Николая II.
Увеличение численности населения, разрастание городских масштабов, постройка города жилыми доходными домами. Городская повседневность 80-90-х гг. Новые развлечения (театры-буфф, кинотеатры). Открытие первых народных домов; электрификация, первый трамвай. Эпоха модерна - в архитектуре и живописи. Художественно-литературные кафе и собрания (Приют комедиантов, Бродячая собака). Торжественные события: 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие дома Романовых. Падение династии Романовых.
Литература:
1. Анциферов, Н.П. "Непостижимый город…"/Н.П.Анциферов. – Л.: Лениздат, 1991.
2. Бунатян, Г.Г. Литературные места Петербурга. Путеводитель/Г.Г.Бунатян, М.Г.Черная. – СПб.: «Паритет», 2005.
3. Качурин, М.Г. Санкт-Петербург в русской литературе: Учеб-хрестом. В 2-х томах./М.Г.Качурин, Г.А. Кудырская, Д.Н. Мурин. – 2-е изд. - СПб.: "Свет", 1996.
Раздел 4. Культура Ленинграда и Ленинградской области в советскую эпоху.
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Ленинград в 1920-50-е годы | Знать общую характеристику культуры Ленинграда в 1920-50-е годы; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар | |
Культура Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е годы | Знать общую характеристику культуры Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е гг.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Лекция-информация, семинар-дискуссия |
Тема 4.1. Ленинград в 1920-50-е годы.
Перенесение столицы. Период НЭПа. Жизнь города в 20-30-е гг. Уничтожение памятников культуры (взрывы храмов). Блокада Ленинграда. Город-герой.
Литература:
1. Волков, С. История культуры СПб с основания до наших дней / С. Волков.- М.: Эксмо, 2008.
2. Каган, М. С. История культуры Петербурга: учеб. пособие / М. С. Каган, Е. А. Кайсаров. – 2-е изд-е. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
3. Мировая художественная культура: учеб. пособие: В 2-х т. Т1. / Б. А. Эренгросса, Е. А. Ботвинник, В. П. Комаров; под ред. Б. А. Эрегросса. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.
Раздел 5. Культура постсоветского Петербурга.
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время | Знать общую характеристику культурыСАнкт-Петербурга и области в 1990е-2000-е гг.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; | Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар |
Тема 5.1. Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время.
Возвращение исторических названий городу, улицам, мостам, площадям. Особенности культурного развития Петербурга на современном этапе (музеи, выставки, театры, кинотеатры). Празднование 300-летия города.