Образовательные технологии

Содержание дисциплины

Структура преподавания дисциплины

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области» составляет 7 зачетных единиц или 252 часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции лаб. раб. Пр. зан. сем. зан. сам. Раб.
  Введение. Культура Невского края в древности и средневековье         - -      
1.1 Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре   1, 2     - -     Доклады, Исследоват. семинар
1.2 Освоение территории и культура первобытного населения Невского края   3, 4     - -     Исследоват. семинар
1.3 Культура населения Невского края в эпоху средневековья   5, 6, 7     - -     Исследоват. семинар
  Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XVIII в.         - -      
2.1 Санкт-Петербург в Петровскую эпоху   8, 9, 10     - -     Доклады, Исследоват. семинар
2.2 Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы   11, 12     - -     Собеседование
2.3 Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II   13, 14, 15     - -     Доклад Презентация
2.4 Санкт-Петербург в правление Павла I   16, 17     - -     Собеседование Презентация
Всего за семестр:     - -      
Зачет:             Устный зачет
  Культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области в XIX – начале XX в.         - -     Доклады, Исследоват. семинар
3.1 Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I   1, 2, 3     - -     Доклад Презентация
3.2 Санкт-Петербург в правление Николая I   4, 5     - -     Устный отчет
3.3 Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра II и Александра III   6, 7, 8,     - -     собеседование
3.4 Санкт-Петербург в годы правления Николая II   9, 10     - -      
  Культура Ленинграда и Ленинградской области в советскую эпоху         - -     Доклады, Исследоват. семинар
4.1 Ленинград в 1920-50-е годы   11, 12, 13     - -     собеседование
4.2 Культура Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е годы   14, 15     - -      
  Культура постсоветского Петербурга.         - -      
5.1 Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время   16, 17     - -      
Всего за семестр:     - -      
Экзамен:              
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 252 / 7 252 /   -        
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры: -    

4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины

Раздел 1. Введение. Культура Невского края в древности и средневековье

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре   Знать специфику Пе тербурга как особого явления в истории России и мировой культуре. Уметь объяснять роль и место города современной отечественной культуре. Обзорная лекция, исследовательский семинар
  Освоение территории и культура первобытного населения Невского края   Знать историю освоения территории Невского края; Владеть практическими навыками применения этих знаний в СКД Лекция-информация, семинар-дискуссия
  Культура населения Невского края в эпоху средневековья   Знать историю и культуру средневекового периода Невского края; Уметь использовать эти знания в практическими навыками применения знаний в сфере СКД Лекция с использованием мультимедийных средств, практическое занятие

Тема 1.1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре.

Вклад Санкт-Петербурга в мировую культуру. Синтез европейских и отечественных традиций в облике Санкт-Петербурга. Сравнение культурных особенностей Санкт-Петербурга и Москвы. Новая столица как аккумулятор творческих сил России и Европы. Мифология и мистика Санкт-Петербурга. Городские легенды.

Литература:

1. Анисимов, Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого / Е. В. Анисимов. – СПб.: Дм. Буланин, 2003.

2. Базарова, Т. А. Планы Петровского Петербурга / Т. А. Базарова – СПб.: Дм. Буланин, 2003.

3. Петербург в эпоху Петра I. Каталог документов. – СПб.: Дм. Буланин, 2003.

4. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов – СПб.: Лениздат, 2004.

Тема 1.2. Освоение территории и культура первобытного населения Невского края.

Древнейшие насельники Невского края. Стоянки и поселения эпохи мезолита и неолита. Хозяйственно-культурная и языковая принадлежность древнейших групп первобытного населения края. Данные топонимики как отражение полиэтничного населения Ленинградской области.

Литература:

1. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов – СПб.: Лениздат, 2004.

2. Горбачевич, К.С. Почему так названы?/К.С.Горбачевич, Е.П.Хабло - СПб.: АО "Норинт", 1996.

3. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие). /Сост. В.А.Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.

Тема 1.3. Культура населения Невского края в эпоху средневековья.

Обитатели приневских берегов (водь, чудь, ижора, весь, карелы, ингерманландские финны. Крестовые походы шведов на новгородские земли. Водская пятина - часть Новгородской феодальной республики и приграничная часть Московского государства. Важнейшие войны и сражения, строительство крепостей. Крепости Ландскрона, Ниеншанц, Канцы. Столбовский мир (1617 г.). Завоевание прибалтийских земель Петром I.

Литература:

1. Археологическое наследие Санкт-Петербурга: сб. статьей. – СПб.: Нестор, 2003.

2. Власов, А.С.Древнерусские крепости Северо-Запада/А.С.Власов, Г.Н. Элькин. – СПб.: «Паритет», 2007.

3. Гиппинг, А. И. Нева и Ниеншанц / А. И. Гиппинг. – М.: Наука, 2003.

4. Марсден, К. Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга / К. Марсден – М.: Наука, 2004.

Раздел 2. Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XVIII в.

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Санкт-Петербург в Петровскую эпоху   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в начале 18 в.; Уметь использовать данные материалы в практике работы в СКД; Проблемная лекция, практическое занятие
  Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в эпоху Елизаветы Петровны; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Лекция-диспут, практическое занятие
  Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II   Знать особенности культуры города и региона во 2 пол. 18 в.; Владеть практическими навыками применения этих знаний в сфере СКД Проблемная лекция, практическое занятие
  Санкт-Петербург в правление Павла I   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в конце 18 в.; Уметь использовать данные материалы в практике работы в СКД; Лекция-диспут, практическое занятие

Тема 2.1. Санкт-Петербург в Петровскую эпоху.

Строительство Петропавловской крепости. Первые здания города, первая городская улица, площадь, гостиный двор, таможня. Планы застройки (Д. Трезини, Ж.Б. Леблон). Складывание стиля “петровское барокко”. Санкт-Петербург – столица Российской империи. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху. Первые строители и жители города. Петербургская знать. Двор и гвардия при Петре I. Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге. Петровские ассамблеи, гулянья в летнем саду, фейерверки, традиции пушечных выстрелов. Газеты и книги. Первые музеи, библиотеки. Первые церкви в Санкт-Петербурге.

Литература:

1. Костылев, Р. П. Петербургские архитектурные стили / Р. П. Костылев, Г.Ф. Пересторонина. – СПб.: Астрель-СПб, 2002.

2. Морозова, А. А. Городской архитектор Санкт-Петербурга / А. А. Морозова, Н. Ф. Гербель. – СПб.: Архитектура, 2004.

3. Шуйский, В. К. Огюст Монферан / В. К. Шуйский. – М.: Азбука, 2005.

4. Санкт-Петербург. 300 лет истории. – СПб.: Наука, 2003.

Тема 2.2. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы.

Граница и предместья города. Аничковская слобода. Первый мост в Петербурге. Постройка крупных дворцов и монастырей. Аничковский дворец. Придворные церемонии. Малый театр. Набожность Елизаветы. Торжественные богослужения. Зимний дворец. Закладка нового здания.

Литература:

1. Муравьева, И. А. Век модерна / И. А. Муравьева. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.

Тема 2.3. Культура Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губ. в эпоху Екатерины II.

Отражение эпохи Просвещения на духовном облике столицы. Развитие образования, науки, философии. Эрмитаж: этапы застройки, первые коллекции. Открытие новых воспитательных учреждений в Санкт-Петербурге. Переход к классицизму (ранний, строгий).

Литература:

1. Гордин, М. А. Екатерининский век / М. А. Гордин. – СПб.: Журнал «Звезда», 2004.

Раздел 3. Культура Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области в XIX – начале XX в.

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в 1 четв. 19 в.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар
2. Санкт-Петербург в правление Николая I   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга во 2 четв. 19 в.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Лекция, Практическое занятие
  Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра II и Александра III   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга во 2 пол. 19 в. Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Лекция-диспут, практическое занятие
  Санкт-Петербург в годы правления Николая II   Знать общую характеристику культуры Санкт-Петербурга в кон. 19 – нач. 20 в. Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Лекция-информация, семинар-дискуссия

Тема 3.1. Культура Санкт-Петербурга в эпоху Александра I.

Культурный подъем в Петербурге в начале XIX в. Либеральные реформы Александра I. Классицизм. Литературный Петербург (А.С. Пушкин и др.). Наиболее значительные постройки этого времени: Сенат и Синод, Александровская колонна и др. Новый архитектурный стиль - ампир. Литературные салоны, собрания и кружки. Театральная и музыкальная жизнь города.

Литература:

1. Военная столица Российской империи. – СПб.: Полигон, 2004.

2. Горышина, Т. К. Зеленый миг старого Петербурга / Т. К. Горышина. – СПб.: Наука, 2003.

3. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Полигон, 2003.

4. Келлер, Е. Э. Петербург. Морская столица России / Е. Э Келлер, А. Э. Келлер. – СПб.: Азбука, 2003.

Тема 3.4. Санкт-Петербург в годы правления Николая II.

Увеличение численности населения, разрастание городских масштабов, постройка города жилыми доходными домами. Городская повседневность 80-90-х гг. Новые развлечения (театры-буфф, кинотеатры). Открытие первых народных домов; электрификация, первый трамвай. Эпоха модерна - в архитектуре и живописи. Художественно-литературные кафе и собрания (Приют комедиантов, Бродячая собака). Торжественные события: 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие дома Романовых. Падение династии Романовых.

Литература:

1. Анциферов, Н.П. "Непостижимый город…"/Н.П.Анциферов. – Л.: Лениздат, 1991.

2. Бунатян, Г.Г. Литературные места Петербурга. Путеводитель/Г.Г.Бунатян, М.Г.Черная. – СПб.: «Паритет», 2005.

3. Качурин, М.Г. Санкт-Петербург в русской литературе: Учеб-хрестом. В 2-х томах./М.Г.Качурин, Г.А. Кудырская, Д.Н. Мурин. – 2-е изд. - СПб.: "Свет", 1996.

Раздел 4. Культура Ленинграда и Ленинградской области в советскую эпоху.

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Ленинград в 1920-50-е годы   Знать общую характеристику культуры Ленинграда в 1920-50-е годы; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар
  Культура Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е годы   Знать общую характеристику культуры Ленинграда и Ленинградской области в 1960-80-е гг.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Лекция-информация, семинар-дискуссия

Тема 4.1. Ленинград в 1920-50-е годы.

Перенесение столицы. Период НЭПа. Жизнь города в 20-30-е гг. Уничтожение памятников культуры (взрывы храмов). Блокада Ленинграда. Город-герой.

Литература:

1. Волков, С. История культуры СПб с основания до наших дней / С. Волков.- М.: Эксмо, 2008.

2. Каган, М. С. История культуры Петербурга: учеб. пособие / М. С. Каган, Е. А. Кайсаров. – 2-е изд-е. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

3. Мировая художественная культура: учеб. пособие: В 2-х т. Т1. / Б. А. Эренгросса, Е. А. Ботвинник, В. П. Комаров; под ред. Б. А. Эрегросса. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.

Раздел 5. Культура постсоветского Петербурга.

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время   Знать общую характеристику культурыСАнкт-Петербурга и области в 1990е-2000-е гг.; Уметь использовать данные материалы в практической работе в сфере СКД; Проблемная лекция; Практическое занятие-семинар

Тема 5.1. Особенности развития и жизни города и области с 1991 г. по настоящее время.

Возвращение исторических названий городу, улицам, мостам, площадям. Особенности культурного развития Петербурга на современном этапе (музеи, выставки, театры, кинотеатры). Празднование 300-летия города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: