Задания для подготовки учебно-исследовательских проектов
В качестве задания предлагается углублённый анализ одного из произведений античных авторов:
Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сони. СПб., 1996.
Аппиан Александрийский. Римские войны / Пер. С.А. Жебелёва. СПб., 1994.
Арриан. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1993.
Геродот. История. В 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М., 1993.
Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г.Г. Генкеля. М., 1996.
Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. СПб., 2000.
Ливии Тит. История Рима от основания города. В 3 т. / Пер. М.Л. Гаспаров и др. М., 1989, 1994.
Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева. СПб., 1996.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Пер. С.С. Аверинцев и др. М., 1994.
Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.С. Мищенко. СПб., 1994 – 1995.
Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М.Л. Гаспарова. М., 1990.
Страбон. География / Пер. с др.-гр. Г.А. Стратановского. М., 1994.
Тацит. Сочинения. В 2 т. / Пер. с лат. А.С. Бобовича и Г.С. Кнабе. М., 1993.
|
|
Фукидид. История / Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1981.
Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей / Пер. с лат. М.М. Покровского. М., 1993.
Научно-исследовательский проект по произведениям античных писателей, при соблюдении общих требований к написанию таких работ, имеет ряд особенностей, связанных с тем, что предметом исследования в данном случае является конкретный письменный источник. К числу таких особенностей относятся следующие:
1. Во введении необходимо отразить, какие рукописи анализируемого произведения дошли до нашего времени; каковы их особенности; какие известны издания и переводы; историографию вопроса (исследование и оценка произведения в отечественной и зарубежной литературе).
2. В основной части дается характеристика структуры произведения и времени его написания; определяются его источники; анализируется содержание.
3. В заключении дается собственная оценка произведения, в первую очередь с точки зрения реальности излагаемых в нем событий, и определяется возможность его использования для реконструкции исторических процессов.
Сноски на конкретные места произведения античного автора оформляются в круглых скобках латинскими буквами, например: (Strabo, VII, 4). Сноски на научную литературу оформляются в соответствии с общими требованиями к курсовым работам.
В списке литературы последовательно указываются известные переводы произведения и научные исследования по проблеме (в начале отечественные, затем зарубежные) в соответствии с ГОСТом.
При подготовке проектов самостоятельно подобрать литературу, использовать Интернет-ресурсы
|
|
За выполнение проекта выставляется оценка от 0 до 20 баллов.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Тестовые задания
1. К характеристике природно-климатических условий Греции не относится:
засушливый климат
обилие плодородной земли
наличие полезных ископаемых
многочисленные морские острова
2. Где возникла Минойская цивилизация:
на о. Кипр
на о. Крит
на островах Эгейского моря
на полуострове Пелопоннес
3. На какой период приходится высший расцвет минойской цивилизации:
XVI – первую половину XV в. до н.э.
XV – середину XIV в. до н.э.
конец XIV – начало XIII в. до н.э.
XIII – первую половину XII в. до н.э.
4. Кем и когда были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея»:
Фукидидом, V – IV вв. до н.э.
Гомером, XII в. до н.э.
Гомером, IX – VIII в. до н.э.
автор и время написания не известны
5. К основным направлениям Великой греческой колонизации не относится:
Западное (Южная Италия и Сицилия, о. Сардиния, Корсика)
Северное (Македония, Придунавье, Карпаты)
Восточное (Черноморское и Фракийское побережья)
Южное (Финикийское побережье, Египет и Ливия)
6. Полис жил в соответствии с идеей:
гражданского права
гражданского общества
особой системы идеалов
автаркии
7. Захват власти тираном, раньше произошел в:
Ларисе
Коринфе
Милеете
Афинах
8. Спартанцы в Марафонской битве:
не участвовали
пришли в Марафон, когда персы уже были разбиты
выслали своих наблюдателей
приняли самое активное участие
9. Верховный орган власти в Афинах:
ареопаг
народное собрание
совет старейшин
коллегия стратегов
10. Противостояние Афин и Спарты привело к:
Лелантской войне
Пелопоннесской войне
Греко-персидской войне
Делосскому морскому союзу
11. Основными источниками по истории Греции IV в. до н.э. являются труды:
Ксенофонта
Фукидида
Плутарха
Геродота
12. Термином «эллинизм» историки обозначают эпоху с:
323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
323 г. до н.э. до 30 г.н.э.
с 30 г. до н.э. до 323 г. н.э.
323 г. до н.э до 323 г. н.э.
13. Среди причин восточного похода Александра, были следующие:
политический кризис в Персидском государстве
угроза вторжения фракийско-иллирийских племен в Македонию
угроза вторжения Дария III на греческие и Македонские территории
социально-политический кризис в Греции
14. Государства эпохи эллинизма представляли собой соединение:
монархического строя и восточных деспотий
восточных деспотий и полисной системы
демократического и республиканского строя
республиканского и монархического строя
15. В поздней Римской республике главной формой эксплуатации было:
классическое рабство
обычное рабство
патриархальное рабство
колонат
16. Низшую прослойку граждан Рима составляли:
рабы
плебеи
муниципии
17. Все свободные жители Италии стали гражданами Рима:
в 80-х гг. до н.э.
в 70-х гг. до н.э.
в 60-х гг. до н.э.
18. Где произошло крупнейшее восстание рабов конца II века до н.э.:
Рим
Сардиния
Сицилия
19. Восстание рабов под предводительством Спартака началось в:
94 г. до н.э.
84 г. до н.э.
74 г. до н.э.
20. Тиберий Гракх стремился провести реформу в интересах:
нобилей
всадников
малоземельных крестьян
21. Главным политическим противником Гая Гракха был:
Красс
Сулла
Друз
22. Карфаген был разрушен:
Клавдием Марцеллом
Сципионом Эмилианом
Нобилиором
23. Участниками второго триумвирата были:
Октавиан, Антоний, Цицерон
Октавиан, Антоний, Агриппа
Октавиан, Антоний, Лепид
24. Сочинения Тацита – ценнейший источник по истории Рима эпохи:
Октавиана-Августа
Юлиев – Клавдиев и Флавиев
Антонинов
25. Император Коммод опирался на:
преторианцев
консульские легионы
народное ополчение
26. Первого императора династии Северов звали:
Септимий
Луций
|
|
Октавиан
27. Императора Юлиана прозвали Отступником, так как он:
приказал казнить вождей варваров
жил по обычаям эфиопов
пытался возродить язычество
28. Вторжения варварских племен на территорию Римской империи встречали ожесточенное сопротивление не только армии, но и плебса, колонов и рабов:
верно
не верно
29. Гладиаторские бои римляне переняли как обычай у:
самнитов
сабинян
этрусков
30. Новым, чисто римским типом строений были:
портики
базилики
стадионы