double arrow

Св. Григорий епископ Нисский (ок. 335—394) о смысле церковной музыки


О знании

Вопросы

1. Что могло удерживать от крещения Константина, принявшего христианство только перед смертью?

2. Если из Византии в Западную Европу везли в основном дорогие товары, требовавшие для своего изготовления большого искусства, то что же везли из Западной Европы на рынки Византии?

3. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских и азиатских государств варварами. Подумайте, в чем могли быть причины этого и какой смысл заключался в таком наименовании?

4. Почему в Византии большинство школ были частными, а на Западе — церковными или монастырскими?

5. Что можно сказать о взаимоотношениях патриархов со светскими властями на примере рассказа об Иоанне Златоусте?

Из «Источника знания» богослова Иоанна Дамаскина (конец VII — середина VIII в.)

Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.




Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.

...К чему я клоню? А вот какое рассуждение о нашей природе довелось мне слышать от одного мудреца: человек есть некий микрокосм (Микрокосм — малая Вселенная, мир в уменьшенном виде, в миниатюре. ), заключающий в себе все, что можно найти в макрокосме (Макрокосм — вся Вселенная, весь наш мир). Между тем порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этой созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мироздания. Ведь когда музыкант трогает струны плектором (Плектор — костяная пластинка для игры на струнных щипковых инструментах, то же, что медиатор.), он извлекает мелодию именно из разнообразия звуков, и притом, если бы все струны издавали один и тот же звук, мелодия вообще не могла бы родиться. Совершенно таким же образом пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и ненарушимому ладу и само с собой согласуясь через соподчинение частей, творит вселенскую мелодию. Эта мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого, но поднявшегося над чувственным ощущением и слушающего напев небес... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн — согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей.







Сейчас читают про: