Вопросы. Легенда о пресвитере Иоанне

Посольство

Легенда о пресвитере Иоанне

Надежды Людовика Святого на обращение монголов подогревались издавна ходившими по Европе слухами о том, что где-то далеко на Востоке, в глубине Азии, существует христианское государство. Во главе его якобы стоит священник (пресвитер) по имени Иоанн. Кого только из известных азиатских государей ни принимали порой в Европе за пресвитера Иоанна! Из-за скудости сведений с Востока даже Чингисхана на первых порах считали легендарным пресвитером Иоанном. Во всех этих рассказах была доля истины: христиан в XIII в. действительно было немало среди самых разных народов Азии от Средиземноморья до Китая. Христианами были некоторые из ближайших советников монгольских ханов, христиане встречались и среди родственников ханов. Все они были последователями несторианства, осужденного Вселенским собором как учение еретическое еще в V в. Из-за преследований как католиков, так и православных несториане ушли далеко на восток и рассеялись по всей Азии. Христианские церкви несториан строились даже в городах Китая...

Людовик Святой нашел очень подходящего человека для выполнения столь сложного поручения — монаха Гильбма Рубрука. Рубрук выехал из Акры в 1253 г., через Константинополь достиг Крыма, в степях которого и встретил монголов. «Когда я вступил в их среду, — вспоминал позже Рубрук, — мне показалось, что я попал в какой-то другой мир». Через несколько месяцев Рубрук предстал перед Батыем в его ставке на Нижней Волге, а тот отправил посла Людовика Святого к великому хану в Каракорум. Хан Мункэ принял Рубрука милостиво и отправил с ним к Людовику довольно вежливое послание. Конечно, ни обращения монголов в христианство, ни совместного похода для освобождения Святой Земли не состоялось, но европейцы со времени посольства Рубрука стали намного лучше представлять себе Азию. Именно по следам Рубрука вскоре отправился в путь Марко Поло.

Рубрук передал Людовику Святому письмо и подарки хана. Мункэ предлагал вести переговоры дальше... Тем самым государи с противоположных концов Евразии впервые вступили в общение друг с другом...

1. Сравните отношение римской церкви к германскому императору и французскому королю. В чем причина различий?

2. Какую роль в средние века играла религия во взаимоотношениях между народами?

3. Почему европейцев так напугало нашествие монголов? Каким образом христианские государи намеревались с ним бороться?

Песнь неизвестного автора времени Седьмого Крестового похода

Пусть мир заходится в веселье, Разносит радость благовест: Король французский принял крест, Чтоб в путь идти к священной цели. Туда нейдет, в чьем мерзость теле, Кому нечистый душу ест. Спасен, кто был в морской купели. Меня укоры одолели — Спешу к святыням Божьих мест. Нет безучастных в этом деле. Но вам история известна. Как принял крест благой король? Он чист прошел страстей юдоль. Преблагородный, сердцем честный. И в королевстве повсеместно Людьми прославлен рьяно столь! И все о нем рассказы лестны, И жизнь святой назвать уместно. В нем низость вмиг рождает боль И ум пытает мукой крестной. Уж долго в хвори он метался. И ум его был как в дыму. Вот принял крест он почему: Он час недвижным оставался, Решили: с жизнью он расстался, Сказали: он ушел во тьму. У Бланки разум разрывался, От боли голос пресекался — Пеняла в горе мать ему: «Зачем со мной навек расстался?» Казалось ей со всей родней, Что умер славный властелин. Все зарыдали, как один, Накрыли тело простыней. Пришла и челядь в тот покой, Навзрыд оплакан господин. Граф д'Артуа, склонясь главой, Шептал сквозь этот плач и вой: «В горчайшую из всех годин, Мой брат, подай мне голос свой!» Тут прошептал наш Людовик: «Любимый брат, склонись поближе! Зови епископа Парижа! Пусть даст мне крест мой духовник. Я духом долго пил родник Святой Земли и ныне вижу: Настал для тела славный миг Идти очистить край велик От гадов, коих ненавижу. За мной, кто Божью скорбь постиг!» Вернулись к радости опять, Услышав этот тихий толк. И плач и говор сразу смолк, Лишь с тонким, хрупким станом мать, Обняв его, могла сказать: «О, сын, я в этом вижу долг: Тотчас же вам готова дать Я сорок лошадей, чья кладь — Не вина, не меха, не шелк, А деньги, чтоб поход собрать!» Проникнись этою мольбою — Восславит мир твоя душа. Ведь весть светла и хороша И в путь зовет нас за собою. Причастен горнему покою Тот станет, подвиг свой сверша, Кто раздробленной головою, Кишками, кровью пролитою Заплатит, недругов круша, Где Бог рожден Своей рабою.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: