Архитектура. Развитие науки вызывалось практич

Литература

Наука.

Развитие науки вызывалось практич. потребностями гос-ва, появлением значит. числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого кол-ва экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки.

При Петре 1 создали труды по истории Северной войны – “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями. Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд – “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохр. до нашего времени. Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки – он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы, С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”. Тогда еще, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и др. отраслей знаний.

В это время гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окруж. жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры – то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Россы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов – поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”). В литературе утв. классицизм. Возник он под возд. западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты – пафос нац. государственности, абс. монархии.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М. М. Хераскова, В. И. Майкова. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили их неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности. На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

При Петре 1 строительство в Петербурге приняло исключительный размах. Под руководств Д. Трезини,архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий и т. д. Над возведение Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие, иностранные (Шлютер, Леблон, Микетти) и русские (Земцов, Еропкин). Вырабатывался новый смешанный стиль – с исп-ем иноземных и местных мотивов.

В Москве продолжали разв. традиции русского, или нарышинского, барокко. Таковы церковь Покрова В Филях, Церковь Ивана Воина на Якиманке.

Во второй половине века архитектуре господствует классицизм. Выдающиеся образцы этого стиля – Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старов) в Москве: дом П. Е. Пашкова (В. И. Баженов), здание Сената В Кремле (М. Ф. Казаков). Для этих построек характерны монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов.

Сентиментализм отраз. в парковой архитектуре ("гроты уединения”, беседки.

Наконец, в стиле барокко работал В. Растрелли (зимний дворец, собор Смольного монастыря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: