Методические указания. Семинар 15. Советский Союз в 1945- 1985 гг

Семинар 15. Советский Союз в 1945- 1985 гг.

Дополнительная 9,11,17,20,24,55.

Основная 8,9,11,12,17,19,21.

Литература

1. Восстановление народного хозяйства в СССР. Послевоенный сталинизм.

2. Хрущевская оттепель: попытки реформирования советской политической и экономической системы. «Десталинизация». Социальные реформы.

3. Эпоха застоя: экономика, социальная сфера, политическая жизнь. Конституция 1977 г.

4. «Холодная война». Отношения со странами социализма и «третьего мира».

Тема посвящена 40-летнему периоду послевоенной истории Советского Союза. Она имеет ключевое значение для понимания эволюции советской политической системы от сталинского тоталитаризма до авторитаризма оттепели и застоя.

Вначале следует рассмотреть социально-экономические и демографические последствия войны для СССР, трудности, планы, источники и результаты послевоенного восстановления народного хозяйства, вопрос о сохранении командно-административной системы управления и сталинских репрессий, отмечая их особенности.

Смерь Сталина привела к борьбе за власть и частичной либерализации общественно-политической жизни, поэтому необходимо изучить события, благодаря которым Хрущеву удалось занять ключевые посты в руководстве парией и страной. Подробно остановиться на решениях XX съезда КПСС, его международном и внутреннем значении, рассмотреть содержание и характер «регулируемой десталинизации», содержание и характер преобразований в экономике, социальной и культурной сферах и их последствия.

Изучение периода «застоя» («развитого социализма») рекомендуется начать с отставки Хрущева, восстановления отраслевого принципа управления народным хозяйством, реформы Косыгина и других мер «коллективного руководства» в промышленности, сельском хозяйстве и в политической области; выяснить причины замедления темпов экономического развития страны. Затем разобраться в вопросах увеличения роли КПСС в жизни страны, положения «номенклатуры», социальной политики и политики в области культуры, борьбы с диссидентством, охарактеризовать основные положения «развитого социализма» по Конституции 1977 г.

Рассматривая вопрос о международном положении СССР, уясните, когда и почему началась «холодная война», в связи с какими событиями произошел раскол Европы и мира две системы, а затем рассмотрите события, характеризующие конфронтацию между двумя системами, политику СССР в отношении социалистических стран и стран «третьего» мира.

Для внешней политики данного периода характерно временное ослабление международной напряженности, поэтому следует подробно остановиться событиях «потепления» международной обстановки в период «оттепели», на разрядке («дейтант»), учитывая и моменты конфронтации, в частности, подробнее изучить причины начала войны в Афганистане и ее последствия для международного положения СССР.

Вопросы для самоконтроля

1.Чем можно объяснить усиление идеологического давления на советское общество после войны?

2. Выделите факторы, благодаря которым СССР восстановил народное хозяйство.

3. Какие альтернативы общественного – политического развития существовали в СССР после смерти Сталина? Обоснуйте вашу точку зрения.

4. В чем ограниченность и противоречивость «хрущевской десталинизации»?

5. Что свидетельствовало о противоречивости мероприятий Хрущева в экономике и в социальной сфере?

6. Можно ли говорить о свободе творчества в СССР в 1953-1985 гг.? Подтвердите ваше мнение фактами.

7. Объясните причины экономического отставания СССР от ведущих стран Запада в 70-х начале 80-х гг.

8. Каково было положение КПСС в политической системе СССР по Конституции 1977г.? Совпадало ли оно с реальным положением дел?

9. Почему установились просоветские режимы в Восточной Европе?

10. Можно ли было, по вашему мнению, избежать «холодной войны»?

11. Какие интересы преследовали СССР в отношении стран третьего мира?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: