Методические рекомендации. Семинар 13. СССР и передовые страны мира в предвоенное десятилетие

Семинар 13. СССР и передовые страны мира в предвоенное десятилетие

Дополнительная 11,19,20,22,23,26,28.

Основная 8,9,11,12,17,19,21.

Литература

Темы рефератов и сообщений.

1. Борьба за лидерство в партии. Рост личной власти Сталина, ее социальная опора и механизм.

2. Веймарская республика в Германии.

3. Фашизм по-итальянски.

4. Литература и художественная культура советской России и Европы.

1. Экономическое, политическое и культурное развитие США и Европы в предвоенное десятилетие. Германский фашизм.

2. Строительство социализма в СССР: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Конституция 1936 г.

3. Формирование культа личности Сталина. Репрессии, их масштаб и последствия.

4. Крах Версальско-вашингтонской системы международных отношений. Внешняя политика СССР.

Тема нацелена на изучение сложных социально-экономических и политических процессов мировой истории1930-х гг., когда назревали предпосылки Второй мировой войны.

Рассмотрев причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенности его проявления в ведущих странах Запада, охарактеризуйте меры, предпринятые для его преодоления в США («Новый курс» Рузвельта), в Англии (протекционизм консерваторов), во Франции (политика Народного фронта). Выясните причины прихода к власти в Германии Гитлера, основные черты германского нацизма и государственно-политической системы. Сравните германский и итальянский фашизм, выделив особенности и общие черты тоталитарных режимов. Дайте общую характеристику авангардизму и реализму в художественной культуре Запада, а также «национальному» искусству фашистской Германии.

Выясните причины и условия сталинской модернизации в СССР. Изучите цели, источники и результаты форсированной индустриализации, ее отличия от индустриализации на Западе; причины, методы, темпы и последствия массовой коллективизации. Для характеристики организационной формы колхоза рекомендуется использовать «Примерный устав сельскохозяйственной артели». Определите задачи, мероприятия «культурной революции» и черты творческого метода «социалистического реализма». Охарактеризуйте социальную структуру советского общества и уровень жизни советских людей. Соотнесите основные положения «самой демократической» Конституции 1936 г. и реалии повседневной жизни.

Установите связь между характером советской экономики, сложившейся в результате отказа от нэпа, и командно-административной системой управления народным хозяйством, выделив ее элементы. Сделайте вывод о роли Сталина в строительстве социализма, опишите механизм его власти и масштабы массовых репрессий.

Рассмотрите цели и направления внешней политики Германии, Италии и Японии, приведшей к краху Версальско-Вашингтонской системы международных отношений; новый курс советской дипломатии и Коминтерна, направленный на создание системы коллективной безопасности, политику подталкивания агрессора на восток западных демократий. Выясните последствия Мюнхенского соглашения, содержание советско-германского пакта о ненападении, значение побед СССР в военных конфликтах с Японией.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины мирового экономического кризиса и основные особенности его проявления в ведущих странах Запада?

2. Почему стал возможен приход Гитлера к власти в Германии?

3. Сопоставьте цели и источники индустриализации на Западе и в СССР.

4. Почему в СССР удалось провести массовую коллективизацию?

5. Как изменился социальный состав советского общества и облик рабочего, крестьянина и интеллигента по сравнению с 1920 -и гг.?

6. Можно ли Конституцию 1936 года считать «самой демократической» в мире?

7. Почему в 30-е годы не удалось обеспечить систему коллективной безопасности?

8. Чем объясняется противоречивая оценка российских историков пакта Молотова – Риббентропа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: