Методические рекомендации. Рассматривая тему первого занятия необходимо уделить особое внимание тенденциям экономического развития страны после объединения

Рассматривая тему первого занятия необходимо уделить особое внимание тенденциям экономического развития страны после объединения, а так же факторам ускоренной модернизации экономики, характеру индустриализации и ее итогам в начале ХХ века. Политическая система кайзеровской Германии. Конституция 1871 г. о государственном устройстве и институтах власти. Характер политического режима. Причины сохранения авторитаризма и замедленной политической модернизации. Формирование и эволюция политических партий: программы, социальная база, особенности парламентской тактики. Внутриполитическое развитие Германии в период канцлерства О.Бисмарка. Централизаторская политика и "культуркампф", экономические, военные и социальные мероприятия. Причины отставки Бисмарка. Студент должен проследить влияние структурных изменений экономики на динамику социальных отношений и состав германского общества.

Приступая к изучению второго вопроса темы, студент должен выявить особенности германского рабочего и социалистического движения. Проанализировать изменения в положении и составе рабочего класса в последней трети XIX - начале ХХ в., выделить причины и особенности развития массового рабочего движения. История германской социал-демократии: готское объединение и программа 1875 года, стратегия и тактика партии в годы "исключительного закона", появление нового реформизма Э.Бернштейна. Следует четко охарактеризовать взгляды Э. Бернштейна и его по­следователей по основным вопросам философии, политической эко­номии и классовой борьбы, проследить их политику, указать основные этапы идейной революции Э. Бернштейна от революционного марк­сизма к реформизму. Для этого необходимо изучить работы Н. Е. Овчаренко, Ю. Буртина ("Новая и новейшая история", 1994, № 3-5; "Октябрь", 1989, № 11-12). Важно охарактеризовать отношения К. Каутского, "папы римского И Интернационала" к выступлению Э. Бернштейна. Здесь очень по­лезной окажется статья С. В. Кретинина ("Новая и новейшая история", 1995, № 1-2).

Студент должен раскрыть причины роста революционного направ­ления в немецком рабочем движении и проследить основные этапы деятельности левых социал-демократов. Необходимо показать основ­ные направления их борьбы, отношение к революционным событиям 1905-1907 гг. в России. Важно дать правильную характеристику вид­ных деятелей немецкой социал-демократии: А. Бебелю, Р. Люксем­бург, К. Либкнехту, Ф. Мерингу, К. Цеткин, показать их разногласия с Лениным и большевиками.

Необходимо выявить достижения и просчеты германской социал-демократии в начале ХХ в. в свете современных оценок. Особенности профессиональных объединений германских рабочих.

Третий вопрос темы необходимо начать с характеристики внутренней политики в "либеральную" эру Л. Каприви и причин ограниченности либерализации. Выявить причины назревания политического кризиса во второй половине 90-х годов, охарактеризовать "политику сплочения". Перегруппировка политических сил в начале ХХ века. Внутренняя политика Бюлова. "Готтентотский" блок и его распад, причины отставки Бюлова. Внутриполитические действия Бетман-Гольвега. Выборы 1912 года и проблема блокирования социал-демократов и либеральных фракций в рейхстаге. Альтернативы политического развития Германии накануне 1914 года.

Основные направления внешней политики в 70-80-х годах XIX в. Особенности дипломатии Бисмарка. Начало колониальной экспансии. Переход к мировой политике, формирование внешнеполитической программы германского империализма. Строительство военно-морского флота и достижения Германии в англо-германском соперничестве к 1914 году. Формирование Тройственного союза.

Изучение темы второго занятия следует начать с анализа факторов экономического роста США, которые привели к завершению индустриализации к концу XIX в., структурной перестройке экономики. Студенту необходимо проанализировать особенности монополизации в производственной и финансовой сферах и ее социальные последствия, выявить факторы, способствующие оформлению политической системы современного типа после Гражданской войны. Дать характеристику американской демократии.

Внутриполитическое развитие в 1870-90-е гг. Проблема трестов, тарифная политика, реформа гражданских служб. Соотношение консерватизма и либерализма во внутренней политике к концу XIX в. Избирательная кампания 1896 г. Истоки и начало "прогрессивной эры". Политика либеральных реформ в деятельности Т.Рузвельта. У.Тафт. Прогрессистское движение и выборы 1912 г. Внутренняя политика В.Вильсона в 1913-1917 гг.

Основными источниками для занятия являются тексты дипломати­ческих документов, которые студент должен тщательно изучить. Тема требует и вдумчивой работы с картой.

Необходимо проанализировать причины формирования в США в конце XIX в. экспансионистской идеологии. Далее следует охарактеризовать взгляды братьев Г. и Б. Адамсов, Д. Стронга, Д. Фис­ке, адмирала А. Мэхзна, сенатора Г. К. Лоджа - видных идеологов аме­риканского экспансионизма.

Перейдя к дипломатической подготовке войны США с Испанией, студент должен раскрыть цели и планы правящих кругов Соединен­ных Штатов, позицию правительства Испании, охарактеризовать кон­кретную ситуацию, в которой осуществлялась эта подготовка. Особо следует отметить роль американской прессы в деле подготовки бла­гоприятного отношения к войне с Испанией американского обще­ственного мнения.

Студенту надлежит охарактеризовать ход военных действий, пока­зать роль кубинцев в испано-американской войне, вероломство пра­вительства США в филиппинском вопросе, выяснить причины военно­го поражения Испании, установить, в чем заключались политические итоги этой войны. Далее следует охарактеризовать характер закаба­ления Кубы, при этом поправку сенатора Платта следует рассматри­вать как первую форму реализации "доктрины Т. Рузвельта". В этом же русле следует анализировать политику США в отношении Колум­бии в связи с вопросом о прорытии Панамского канала.

При раскрытии последнего вопроса надо охарактеризовать эконо­мические и политические мотивы экспансии США на Дальнем Восто­ке и проанализировать доктрину "открытых дверей", которая по праву считается одним из важнейших средств экспансии США на междуна­родной арене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: