double arrow

Методические рекомендации. Рассматривая тему первого занятия необходимо уделить особое внимание тенденциям экономического развития страны после объединения


Рассматривая тему первого занятия необходимо уделить особое внимание тенденциям экономического развития страны после объединения, а так же факторам ускоренной модернизации экономики, характеру индустриализации и ее итогам в начале ХХ века. Политическая система кайзеровской Германии. Конституция 1871 г. о государственном устройстве и институтах власти. Характер политического режима. Причины сохранения авторитаризма и замедленной политической модернизации. Формирование и эволюция политических партий: программы, социальная база, особенности парламентской тактики. Внутриполитическое развитие Германии в период канцлерства О.Бисмарка. Централизаторская политика и "культуркампф", экономические, военные и социальные мероприятия. Причины отставки Бисмарка. Студент должен проследить влияние структурных изменений экономики на динамику социальных отношений и состав германского общества.

Приступая к изучению второго вопроса темы, студент должен выявить особенности германского рабочего и социалистического движения. Проанализировать изменения в положении и составе рабочего класса в последней трети XIX - начале ХХ в., выделить причины и особенности развития массового рабочего движения. История германской социал-демократии: готское объединение и программа 1875 года, стратегия и тактика партии в годы "исключительного закона", появление нового реформизма Э.Бернштейна. Следует четко охарактеризовать взгляды Э. Бернштейна и его по­следователей по основным вопросам философии, политической эко­номии и классовой борьбы, проследить их политику, указать основные этапы идейной революции Э. Бернштейна от революционного марк­сизма к реформизму. Для этого необходимо изучить работы Н. Е. Овчаренко, Ю. Буртина ("Новая и новейшая история", 1994, № 3-5; "Октябрь", 1989, № 11-12). Важно охарактеризовать отношения К. Каутского, "папы римского И Интернационала" к выступлению Э. Бернштейна. Здесь очень по­лезной окажется статья С. В. Кретинина ("Новая и новейшая история", 1995, № 1-2).




Студент должен раскрыть причины роста революционного направ­ления в немецком рабочем движении и проследить основные этапы деятельности левых социал-демократов. Необходимо показать основ­ные направления их борьбы, отношение к революционным событиям 1905-1907 гг. в России. Важно дать правильную характеристику вид­ных деятелей немецкой социал-демократии: А. Бебелю, Р. Люксем­бург, К. Либкнехту, Ф. Мерингу, К. Цеткин, показать их разногласия с Лениным и большевиками.

Необходимо выявить достижения и просчеты германской социал-демократии в начале ХХ в. в свете современных оценок. Особенности профессиональных объединений германских рабочих.



Третий вопрос темы необходимо начать с характеристики внутренней политики в "либеральную" эру Л. Каприви и причин ограниченности либерализации. Выявить причины назревания политического кризиса во второй половине 90-х годов, охарактеризовать "политику сплочения". Перегруппировка политических сил в начале ХХ века. Внутренняя политика Бюлова. "Готтентотский" блок и его распад, причины отставки Бюлова. Внутриполитические действия Бетман-Гольвега. Выборы 1912 года и проблема блокирования социал-демократов и либеральных фракций в рейхстаге. Альтернативы политического развития Германии накануне 1914 года.

Основные направления внешней политики в 70-80-х годах XIX в. Особенности дипломатии Бисмарка. Начало колониальной экспансии. Переход к мировой политике, формирование внешнеполитической программы германского империализма. Строительство военно-морского флота и достижения Германии в англо-германском соперничестве к 1914 году. Формирование Тройственного союза.

Изучение темы второго занятия следует начать с анализа факторов экономического роста США, которые привели к завершению индустриализации к концу XIX в., структурной перестройке экономики. Студенту необходимо проанализировать особенности монополизации в производственной и финансовой сферах и ее социальные последствия, выявить факторы, способствующие оформлению политической системы современного типа после Гражданской войны. Дать характеристику американской демократии.



Внутриполитическое развитие в 1870-90-е гг. Проблема трестов, тарифная политика, реформа гражданских служб. Соотношение консерватизма и либерализма во внутренней политике к концу XIX в. Избирательная кампания 1896 г. Истоки и начало "прогрессивной эры". Политика либеральных реформ в деятельности Т.Рузвельта. У.Тафт. Прогрессистское движение и выборы 1912 г. Внутренняя политика В.Вильсона в 1913-1917 гг.

Основными источниками для занятия являются тексты дипломати­ческих документов, которые студент должен тщательно изучить. Тема требует и вдумчивой работы с картой.

Необходимо проанализировать причины формирования в США в конце XIX в. экспансионистской идеологии. Далее следует охарактеризовать взгляды братьев Г. и Б. Адамсов, Д. Стронга, Д. Фис­ке, адмирала А. Мэхзна, сенатора Г. К. Лоджа - видных идеологов аме­риканского экспансионизма.

Перейдя к дипломатической подготовке войны США с Испанией, студент должен раскрыть цели и планы правящих кругов Соединен­ных Штатов, позицию правительства Испании, охарактеризовать кон­кретную ситуацию, в которой осуществлялась эта подготовка. Особо следует отметить роль американской прессы в деле подготовки бла­гоприятного отношения к войне с Испанией американского обще­ственного мнения.

Студенту надлежит охарактеризовать ход военных действий, пока­зать роль кубинцев в испано-американской войне, вероломство пра­вительства США в филиппинском вопросе, выяснить причины военно­го поражения Испании, установить, в чем заключались политические итоги этой войны. Далее следует охарактеризовать характер закаба­ления Кубы, при этом поправку сенатора Платта следует рассматри­вать как первую форму реализации "доктрины Т. Рузвельта". В этом же русле следует анализировать политику США в отношении Колум­бии в связи с вопросом о прорытии Панамского канала.

При раскрытии последнего вопроса надо охарактеризовать эконо­мические и политические мотивы экспансии США на Дальнем Восто­ке и проанализировать доктрину "открытых дверей", которая по праву считается одним из важнейших средств экспансии США на междуна­родной арене.







Сейчас читают про: