double arrow

Методические рекомендации. Целью занятия является анализ положения Велико­британии и Франции накануне Первой мировой войны


Целью занятия является анализ положения Велико­британии и Франции накануне Первой мировой войны.

Прежде всего студенту следует особое внимание обратить на тенденции экономического развития Англии в условиях индустриальной модернизации стран Запада, выявить причины замедления экономического роста и изменение мирового экономического статуса страны, проанализировать структуру английской политической системы, парламентскую модель представительной системы и пути ее демократизации (реформы 1867, 1884 и 1911 годов). При рассмотрении первого вопроса необходимо уделить внимание политическому процессу в 70- 90-е гг. XIX в.(внутренней политике либерального правительства Гладстона, "Новому торизму" Дизраэли и приходу к власти консерваторов).

Студенту следует выявить черты, характеризующие эволюцию либеральной идеологии, приведшей к перегруппировке политических сил в начале ХХ в., оформлению "нового" либерализма и приходу к власти либералов. Далее необходимо охарактеризовать внутриполитические мероприятия либеральных правительств 1906-1911 гг. и их итоги.

Говоря о колониальной политике Великобритании, студент должен вскрыть причины активизации ко­лониальной политики Англии в последней трети XIX в., охарактеризо­вать ее методы и приемы. При этом надо связать колониальную экспан­сию Англии с социально-экономическими и политическими процессами в метрополии, В целом расширение империи мыслилось государст­венными деятелями страны как магистральный путь сохранения ста­туса великой державы в условиях потери промышленной монополии.




Далее следует показать основные направления экспансии, охарак­теризовать взгляды ряда колониальных администраторов (лорда Кромера, генерала Гордона), подробно осветить столкновения интересов Франции и Великобритании в Судане.

Необходимо особо остановиться на анализе деятельности Сесиля Родса, - "африканского Наполеона", - в Южной Африке, охарактери­зовать причины, повод, ход и итоги англо-бурской войны, показать от­ношение к этой войне как в английском обществе, так и со стороны европейского общественного мнения.

Характеризуя положение Франции в 60-е годы XIX в, студент должен выявить причины кризиса Второй империи. Далее следует показать, что пытаясь найти выход из сложившегося положения правительство Франции развязало войну с Пруссией, неудачи на фронте привели к революционным событиям 4 сентября 1870 г. и провозглашению республики. Студенту необходимо охарактеризовать политику правительства "национальной обороны", итоги войны и внутриполитическое положение во Франции весной 1871 г. Особое внимание необходимо обратить на то, что именно итоги франко-прусской войны во многом предопределили расстановку сил накануне Первой мировой войны.



При ответе на пятый вопрос студенту необходимо раскрыть понятие "Республика без республиканцев", проанализировать текст Конституции 1875 г., а также особенности партийной структуры и расстановки политических сил во второй половине 70-х гг. Особое внимание необходимо уделить политическим реформам республиканцев 80-х гг. XIX в. и причинам кризиса политической системы Франции в конце века, оформлению партии радикалов и приходу их к власти в начале ХХ в., особенностям французского либерального реформизма. Также необходимо охарактеризовать особенности профсоюзного движения (анархо-синдикализм, его программа и форма организаций) и французского социализма.

Студент должен проанализировать документы, характеризующие внешнюю политику Франции в 70-90-е гг. XIX в. , выявить причины франко - германских противоречий и их проявления ("военные тревоги" 70-80-х гг.), факторы франко-русского сближения, оформление и содержание франко-русской Антанты в начале 90-х гг. XIX в., цели, направления, формы и результаты французской колониальной экспансии в последней трети XIX в.







Сейчас читают про: