Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В 50-е—70-е гг.
Методические рекомендации
Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, используя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.
Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соответствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование государственною аппарата «Тайпин тяньго», создание армии И ее структуру, основные программные документы восставших.
Нарастание противоречий внутри Тайпинского государства обусловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить причины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, В эй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирования новых феодалов - ванов - и реставрации феодальных порядков. Упадок и гибель Тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).
|
|
Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подготовку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.
Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.
1. Образование КНР.
2. Генеральная линия КПК на переходный этап к социализму.
3. «Большой скачок» и его последствия.
4. «Великая пролетарская культурная революция»: причины, методы проведения и итоги.
5. Военно-бюрократический режим и борьба в КПК.
6. Внешняя политика КНР.
7. Социально-экономическое и политическое развитие КНР после смерти Мао Цзедуна.
Источники и литература
1. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. - М., 2008.
1. Политическая история государств Азии и северной Африки. XX век. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996. Т. I.
***
3. Владимиров О. Советско-китайские отношения в 40—80-х гг. - М., 1984.
4. Гудсшников Л. М. и др. Китай после культурной революции.- М., 1979.
5. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. - М., 1979.
6. Яременко Ю. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае.- М., 1968.
6. Яковлев М. 17 лет в Китае.- М., 1981.
Студентам надлежит проанализировать документы, определявшие развитие Китая на переходный этап к социализму, мероприятия правительства по их реализации, ситуацию в КПК, дать характеристику конституции КНР 1954 г.
|
|
Теоретическим обоснованием политики «большого скачка» была маоистская теория перманентной революции, при этом учитывались специфические условия Китая - огромное население и бедность — как основа для особой революционности. Студентам необходимо проследить основные направления политики «большого скачка» - создание народных «коммун, битва за сталь», особый курс во внешней политике, - методы реализации этих мероприятий и их последствия.
Среди причин «великой пролетарской культурной революции» следует выделить теоретические, социально-экономические, политические. Надо показать, что методы проведения «культурной революции» зависели от того, против кого направлялся основной удар и какая цель ставилась маоистами на конкретном этапе ее проведения. Студенты должны пояснить изменения в китайском обществе, кадровые перестановки, изменения внутренней и внешней политики («теория трех миров»).
Режим, установившийся в результате проведения «культурной революции», можно характеризовать как военно-бюрократическую диктатуру. Необходимо проанализировать характер власти, основных направлений политической борьбы, которую вели между собой отдельные группировки (кампания борьбы с «каппутистами», «дело» Линь Бяо). Далее необходимо объяснить причины поражения выдвиженцев «культурной революции» и приход к власти сторонников Дэн Сяопина.