Методические рекомендации

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В 50-е—70-е гг.

Методические рекомендации

Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, ис­пользуя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.

Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соот­ветствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование госу­дарственною аппарата «Тайпин тяньго», создание армии И ее структуру, основные программные документы восставших.

Нарастание противоречий внутри Тайпинского государства обус­ловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить при­чины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, В эй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирова­ния новых феодалов - ванов - и реставрации феодальных порядков. Упа­док и гибель Тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).

Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подго­товку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.

Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.

1. Образование КНР.

2. Генеральная линия КПК на переходный этап к социализму.

3. «Большой скачок» и его последствия.

4. «Великая пролетарская культурная революция»: причины, ме­тоды проведения и итоги.

5. Военно-бюрократический режим и борьба в КПК.

6. Внешняя политика КНР.

7. Социально-экономическое и политическое развитие КНР пос­ле смерти Мао Цзедуна.

Источники и литература

1. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. - М., 2008.

1. Политическая история государств Азии и северной Африки. XX век. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996. Т. I.

***

3. Владимиров О. Советско-китайские отношения в 40—80-х гг. - М., 1984.

4. Гудсшников Л. М. и др. Китай после культурной революции.- М., 1979.

5. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. - М., 1979.

6. Яременко Ю. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае.- М., 1968.

6. Яковлев М. 17 лет в Китае.- М., 1981.

Студентам надлежит проанализировать документы, определяв­шие развитие Китая на переходный этап к социализму, мероприятия правительства по их реализации, ситуацию в КПК, дать характери­стику конституции КНР 1954 г.

Теоретическим обоснованием политики «большого скачка» бы­ла маоистская теория перманентной революции, при этом учиты­вались специфические условия Китая - огромное население и бед­ность — как основа для особой революционности. Студентам необходимо проследить основные направления политики «большого скачка» - создание народных «коммун, битва за сталь», особый курс во внешней политике, - методы реализации этих мероприя­тий и их последствия.

Среди причин «великой пролетарской культурной революции» следует выделить теоретические, социально-экономические, поли­тические. Надо показать, что методы проведения «культурной рево­люции» зависели от того, против кого направлялся основной удар и какая цель ставилась маоистами на конкретном этапе ее прове­дения. Студенты должны пояснить изменения в китайском общест­ве, кадровые перестановки, изменения внутренней и внешней поли­тики («теория трех миров»).

Режим, установившийся в результате проведения «культурной революции», можно характеризовать как военно-бюрократическую диктатуру. Необходимо проанализировать характер власти, основ­ных направлений политической борьбы, которую вели между со­бой отдельные группировки (кампания борьбы с «каппутистами», «дело» Линь Бяо). Далее необходимо объяснить причины пораже­ния выдвиженцев «культурной революции» и приход к власти сто­ронников Дэн Сяопина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: