Законодательные полно­мочия осуществлялись

Конституция 1787 г. общие принципы

Конституция 1787 г. сформировала новое государственное единство североамериканских штатов и, по сути, впер­вые — единую государственную организацию. Принципом конституционного устройства провозглашалась республиканская форма правления — как для общего государства, так и для отдельных штатов, причем республика (в развитие английской тра­диции парламентской монархии), основанная на безусловном верхо­венстве представителей законодательной власти (соответственно господствующему воззрению XVIII в., именно законодательная власть считалась определяющей в жизни государства). Конституция практически не затрагивала вопросов внутреннего политического и| административного устройства штатов, кроме как в определении полномочий общегосударственных органов и указания ограничений которым впредь подлежал условный суверенитет штатов, — т. е. закреплялся принцип федеративного государственного устройства, основанного на признании высокой степени само­стоятельности штатов. Решение территориальных и наиболее весо­мых политических вопросов подразумевало согласование действий общефедеральных властей с позицией штатов.

Конституция признавалась верховным правом страны (наряду с международными договорами) и имела безусловный приоритет над законами штатов в том, что было подвержено ее ре­гулированию. Как закон особого качества, она обладала высо­кой степенью стабильности и была выведена из-под обычной законодательной процедуры. Для изменения конституции предусматривалась особая процедура поправок. Они принимались квалифицированным большинством общефедерального законода­тельного органа (либо специально созванным конституционным конвентом) и затем согласовывались с законодательными органами штатов (либо также особыми собраниями штатов). На утверждение отводилось по несколько лет.

Организация государственной власти была подчинена прин­ципу разделения властей. Причем в развитие старой доктрины Д. Локка наряду с законодательной и исполнительной властями американская конституция выделила в особое положение и судебную. Она считалась важнейшей в деле обеспечения прав и свобод граждан.

Конгрессом федерации. (Конституция не применя­ла здесь термин власть, кроме как в отношении законодательствование в особом округе столицы, который предполагалось орга­низовать.) Конгресс состоял из двух самостоятельных палат — Па­латы представителей и Сената. Палата представителей избиралась на два года населением штатов соответственно его численности и на основании требований, которые были установлены в самом штате. Членом Палаты представителей мог стать только гражданин штата с необходимым цензом оседлости и старше 25 лет. Сенат составлялся из особых представителей штатов (старше 30 лет и с высоким цен­зом оседлости) на равных условиях — по 2 сенатора от каждого штата вне зависимости от его величины. Сенаторов избира­ли законодательные собрания штатов по собственным правилам на 6 лет с обязанностью систематического переизбрания по третям каж­дые два года.

Полномочия Конгресса ограничивались вопросами, отнесенными Конституцией к сфере общефедеративных: право устанавливать на­логи, сборы и пошлины, заключать займы, регулировать торговлю, Денежную и единую финансовую систему, армию и флот, политика в области науки и технического совершенствования. Только за фе­дерацией признавалось право заключать международные договоры и в Целом вести внешнюю политику. Устанавливалась также неширокая, но особая сфера уголовного законодательства федерации и су­дебной политики?

Палаты обладали полной организационной самостоятельностью и практически равными правами в сфере законодательства. Но были и исключительные полномочия. Так, только Палата представителей могла выступать инициатором финансовых законов (за Сенатом ос­тавлялось право предлагать поправки), только Палата представите­лей могла возбуждать дела в порядке импичмента против вы­сших должностных лиц (разбирал обвинения, однако, только Се­нат). Сенату был отдан приоритет в делах внешней политики.

Исполнительная власть вручалась президенту. Его избирали на 4 года особой коллегией выборщиков, которую составлял штат специ­ально для данного случая. Президентом мог стать только гражданин штатов, с высоким цензом оседлости и в возрасте свыше 35 лет. Ря­дом с президентом избирался вице-президент, который не располагал самостоятельной властью, а был как бы его заместите­лем; вице-президент считался также вторым председателем Сената.

Полномочия президента были весьма значительны. Это соответ­ствовало идее отцов-основателей о том, что централизацию создает только правительственная власть: «Энергия, заключающаяся в ис­полнительной власти, является главной предпосылкой для установ­ления хорошего управления» (А. Гамильтон). Президент считался главнокомандующим армией и флотом, он руководил деятельностью всех должностных лиц Соединенных Штатов, с согласия Сената был вправе заключать международные договоры, назначал на все уста­новленные законами должности. Президенту принадлежало право законодательного вето на решения Конгресса или любой палаты, преодолеть которое палаты могли только квалифицированным боль­шинством в 2/3 голосов. В его обязанности входило информирова­ние Конгресса о «положении дел в Союзе», созыв заседаний в экст­раординарных случаях. Президент выступал также гарантом закон­ности в стране, гарантом ее целостности и безопасности. Конститу­ция ничего не говорила об организации особого правительства. Тем самым президент становился не только главой государства, но и единоличным правительством страны, организуя его соответственно своему усмотрению и принятым законам.

Судебная власть предоставлялась Верховному суду федерации и нижестоящим судам, созданным по принятым Конгрессом законам. Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената, и все судьи могли оставаться в своей должности «пока ведут себя безупречно». Их власть распространялась на все дела, «которые рассмат­риваются по общему праву и праву справедливости»; и на основании Конституции, законов и международных договоров Соединенных Штатов. Включение в систему национального права международных договоров, или права наций, составило одно из важнейших новшеств американской конституции.

Организация государственной власти, следуя разделению властей, была обставлена в Конституции значительными гарантиями в виде целой системы т. н. «сдержек и противовесов», кото­рые бы не позволили одной власти узурпировать государственную власть в целом. Все ветви власти организовывались по собственному порядку, т. е. имели свой особый источник. Все они имели разные сроки полномочий. Каждая сохраняла известное право вли­ять на другую: президент — наложить вето на законы Конгресса, Конгресс — преодолеть вето, возбудить против президента обвине­ние в порядке импичмента, суды обладали правом контроля за дея­тельностью любой власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: