double arrow

Итоги и перспективы разработки государственного образовательного стандарта по истории и базисного учебного плана


Уметь

• проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

• осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

• использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

• классифицировать исторические источники по типу информации;

• различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

• использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

• систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

• формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;




• участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

• представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

• учёта в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

• осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Вопросы и задания для размышления



1. Определите педагогическую сущность требований к уровню подготовки выпускников.

2. Сравните цели и требования к уровню подготовки выпускников по истории. Как соотносятся между собою эти компоненты ФК ГОС?

3. По каким направлениям прослеживается преемственность требований к выпускникам основной и старшей школы?

Обобщая сказанное выше, подчеркнём, что в итоге многолетней работы авторского коллектива разработчиков государственного образовательного стандарта по истории удалось при весьма относительном и условном консенсусе сформулировать цели и задачи школьного исторического образования, но эти формулировки отнюдь не являются окончательными, а сам процесс разработки государственного образовательного стандарта – полностью завершённым. Так, в частности, на совещании по проблемам введения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана 17 марта 2005 г. было решено, что в настоящее время могут использоваться как равноправные два пакета документов.

Первый пакет приказы Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; от 10 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования»; от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимуму содержания среднего (полного) общего образования».



Второй пакет– совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29 января 2004 г. № 315/2 «О реализации решений коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования» от 23 декабря 2003 г., № 21/12 «О проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и приказы Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования» и приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

В решении совещания было подчёркнуто, что в 2004 г. были утверждены не государственные образовательные стандарты общего образования, а только федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования и федеральный базисный учебный план. Также подчёркивалось, что утверждённый федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования является федеральным компонентом первого поколения. Он выстроен с учётом реального состояния системы общего образования и сложного сочетания двух основных факторов — возможностей системы образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей граждан в качественно новом общем образовании – и поэтому является переходным и временным (cм.: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2005 г. № АФ –59/03 // Вестник образования. 2005. № 8. С. 68—71).

В итоге круг замкнулся и «история» вновь повторяется. Опять нужно формулировать принципы разработки государственного образовательного стандарта, формировать научный коллектив для определения целей, задач школьного исторического образования в контексте системы общего образования и развития российского общества в целом, а также оптимальных путей достижения избранных целей и получения желанных образовательных результатов.

Как мы видим, история как наука и как школьный учебный предмет не имеют «окончательных решений» и исчерпывающих формулировок, а дискуссии по этим проблемам будут продолжаться. Такова, видимо, логика развития исторического образования в демократическом обществе как открытой для общественных влияний гуманитарной педагогической системы, которая развивается в глобальном общественном контексте.

Можно ли завершить этот процесс и прекратить дискуссии по базовым проблемам исторического образования? Да, эти дискуссии завершить можно, но в этом случае речь будет идти о школьном историческом образовании как «закрытой», законсервированный педагогической системе, которая может существовать в авторитарном обществе, что, собственно, и происходило в нашей стране в относительно недавнем прошлом со всеми плюсами и минусами этой ситуации.

Вопросы для размышления

1. Как вы оцениваете итоги разработки государственного образовательного стандарта по истории?

2. Какие уроки должны быть вынесены из опыта стандартизации исторического образования в 1990-х —первой половине 2000-х гг. при разработке стандартов нового поколения?

3. Как вы относитесь к общественно-политическим дискуссиям по базовым проблемам школьного исторического образования? В чём видите или не видите их практическую пользу?







Сейчас читают про: