Структура системы
Рассмотрим цели и задачи исторического образования по трём уровням системы.
1) Предметный уровень (дидактическая подсистема исторического образования). Общие цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития истории как учебного предмета, фиксируются в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, а конкретизация этих целей и задач применительно к региону (субъекту Российской Федерации) должна формулироваться в региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта. Субъектом развития образования на этом уровне в данном случае являются педагоги-историки, учёные-дидакты, методисты. На этом уровне решаются в первую очередь прикладные задачи исторического образования.
2) Институционально-образовательная среда исторического образования – динамичная подсистема, определяющая взаимовлияния на систему школьного исторического «внутренних» по отношению к системе образования факторов.Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования, деятельностью федеральных и региональных органов управления системой образования (Министерство образования и науки Российской Федерации, республиканские министерства образования и науки, региональные департаменты образования и пр.). На этом уровне реализуются в первую очередь отраслевые подходы к историческому образованию, формулируется путём консенсуса принятое в настоящий момент в обществе понимание целей и задач школьного исторического образования как отражение социального заказа и запроса граждан, а также проектируется процесс и механизм осуществления исторического образования в общеобразовательных учреждениях. Субъектом развития образования в данном случае является педагогическое сообщество.
|
|
3) «Внешняя» по отношению к историческому образованию среда, факторы и условия внешнего культурно-образовательного контекста, которые являются ресурсом развития непрерывного исторического образования. Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются тенденциями развития российского общества в условиях глобализации, включая самый широкой информационный, ценностный и культурно-образовательный контекст. На этом уровне формулируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования, прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях «информационной революции», аккумулируются интеллектуальные ресурсы для развития образования за счёт привлечения специалистов из разных областей науки и культуры, включая философов, социологов, политологов и др. Субъектом развития образования в данном случае выступает широкое экспертное сообщество. На этом уровне определяется воздействие социума на систему образования, прогнозируются перспективные направления развития образования.
|
|
Вопросы для размышления
1. Почему именно эти параметры исторического образования являются базовыми и почему?
2. К какой из двух крайних точек зрения на цели исторического образования близка ваша педагогическая позиция? В чём заключаются особенности вашего представления о целях изучения истории в школе?
3. Какие аспекты модернизации общего исторического образования актуализируются в контексте трёхуровневого подхода?