double arrow

Школьного исторического образования


Структура системы

Рассмотрим цели и задачи исторического образования по трём уровням системы.

1) Предметный уровень (дидактическая подсистема исторического образования). Общие цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития истории как учебного предмета, фиксируются в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, а конкретизация этих целей и задач применительно к региону (субъекту Российской Федерации) должна формулироваться в региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта. Субъектом развития образования на этом уровне в данном случае являются педагоги-историки, учёные-дидакты, методисты. На этом уровне решаются в первую очередь прикладные задачи исторического образования.

2) Институционально-образовательная среда исторического образования – динамичная подсистема, определяющая взаимовлияния на систему школьного исторического «внутренних» по отношению к системе образования факторов.Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования, деятельностью федеральных и региональных органов управления системой образования (Министерство образования и науки Российской Федерации, республиканские министерства образования и науки, региональные департаменты образования и пр.). На этом уровне реализуются в первую очередь отраслевые подходы к историческому образованию, формулируется путём консенсуса принятое в настоящий момент в обществе понимание целей и задач школьного исторического образования как отражение социального заказа и запроса граждан, а также проектируется процесс и механизм осуществления исторического образования в общеобразовательных учреждениях. Субъектом развития образования в данном случае является педагогическое сообщество.




3) «Внешняя» по отношению к историческому образованию среда, факторы и условия внешнего культурно-образовательного контекста, которые являются ресурсом развития непрерывного исторического образования. Цели и задачи исторического образования на этом уровне определяются тенденциями развития российского общества в условиях глобализации, включая самый широкой информационный, ценностный и культурно-образовательный контекст. На этом уровне формулируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования, прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях «информационной революции», аккумулируются интеллектуальные ресурсы для развития образования за счёт привлечения специалистов из разных областей науки и культуры, включая философов, социологов, политологов и др. Субъектом развития образования в данном случае выступает широкое экспертное сообщество. На этом уровне определяется воздействие социума на систему образования, прогнозируются перспективные направления развития образования.



Вопросы для размышления

1. Почему именно эти параметры исторического образования являются базовыми и почему?

2. К какой из двух крайних точек зрения на цели исторического образования близка ваша педагогическая позиция? В чём заключаются особенности вашего представления о целях изучения истории в школе?

3. Какие аспекты модернизации общего исторического образования актуализируются в контексте трёхуровневого подхода?







Сейчас читают про: