double arrow

Введение. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ по истории


Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ по истории.

Базовые параметры школьного исторического образования.

Историческая наука и историческое образование в контексте развития общества и наук об обществе.

Школьного исторического образования

Теоретические и методологические основы

Реформирование и модернизация школьного исторического образования в РФ.

Российское историческое образование: его соответствие мировой практике.

В современной России обсуждение вопроса о целях школьного исторического образования — особенно в контексте гражданского и патриотического воспитания — вызывает всеобщий интерес, как со стороны педагогов, так и общества в целом. В последнее время проявляют интерес к этому вопросу государственные и политические деятели. Причины этого определяются спецификой исторического образования, его влиянием на воспитание гражданских и нравственных качеств человека. Вместе с тем в первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы фактически не привлекали к себе внимания политического руководства, а в государственной политике и управленческой практике преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы целей исторического образования и школьного воспитания. Анализ дискуссий в этой сфере за последние 15 лет показывает, что в российском обществе существует весьма широкий спектр подходов к понимаю этих целей – от безграничной апологетики воспитательного потенциала курсов истории до тотального отрицания воспитательного воздействия школьной истории вообще. При этом многие участники дискуссий действительно считали, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что все вопросы должны решаться внутри сообщества педагогов и что нельзя «научить любить Родину» и пр. Признаем, что эти вопросы действительно непросты и заслуживают того, чтобы сделать попытку в них разобраться.




Нам представляется важным подчеркнуть, что многие участники дискуссии о целях исторического образования просто имеют в виду разные предметы спора. Так, в частности, на последней Всероссийской научно-практической конференции «Пути совершенствования исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации» (Москва, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, ноябрь 2005 г.) стало очевидным, что одна некоторые участники дискуссии считают цели школьного исторического образования тождественными целям истории как академической науки. Другая часть аудитории придерживается иной точки зрения: школьная история имеет свои специфические цели и задачи, которые вытекают из статуса школьной истории как учебного предмета, причём сам статус такой истории – далеко не однозначен. Дискуссия на конференции выявила это со всей очевидностью. Сторонники первого подхода настаивают на академической интерпретации целей образования, а вторые – на педагогическом, точнее – психолого-педагогическом понимании этих целей. Кроме этого, в ряде случаев высказываются и другие интерпретации целей исторического образования, которые, как нам представляется, во многом основываются на авторском видении базового для данной дискуссии понятия «история». Поэтому начнём с его определения.







Сейчас читают про: