Воспитание в родовой общине

ПЛАН

Воспитание в дородовом обществе

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ

1. Воспитание в дородовом обществе.

2. Воспитание в родовой общине.

3. Воспитание в период разложения первобытного общества.

На первой ступени развития первобытного общества, в дородовом обществе, люди присваивали готовые продукты природы, занимались охотой. Все, что добывалось, то и потреблялось. Этот процесс был трудоемкий, но несложный. В нем довольно рано могли принимать участие и дети.

Воспитание подрастающего поколения в условиях дородового строя носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети принадлежали всем, были общими, поэтому их воспитание члены первобытной общины осуществляли коллективно. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей.

Первобытное общество было бесклассовым, поэтому воспитание в нем носило равный для всех детей характер. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек: мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении оружия, охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, одежду.

На этой ступени развития человеческого общества появилось скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил усложнялось и воспитание, которое приобретало более многосторонний и планомерный характер. Возникала необходимость в более организованном воспитании, и родовая община стала поручать воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, обучали письму. Сказания, игры и песни в это время являлись источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера.

Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. Включение юношей и девушек в число полноправных членов рода сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящением», во время которых проверялась их подготовленность к жизни.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родом, расширение его содержания, введение испытаний, которыми оно завершалось, свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: