ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАБОВЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Воспитание в период разложения первобытного общества
С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Индивидуальный брак был крупным историческим прогрессом. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, начала вести самостоятельное хозяйство. Наряду с общественным появилось и семейное воспитание. Выделились господствующие группы населения, которые старались умственное образование отделить от обучения занятиям, требующим физического труда. Начатки знаний (обмер полей, предсказание наводнений, приемы лечения и т.д.) они старались сосредоточить в своих руках, сделать их своей привилегией. Для обучения этим занятиям стали создаваться специальные учреждения (школы).
ПЛАН
1. Школа в странах Древнего Востока.
2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
3. Зарождение педагогической теории в Древней Греции.
|
|
4. Воспитание и школа в Древнем Риме.
В результате исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией - рабовладельческим строем. На древнем Востоке, а затем в Греции и Риме возникли первые классовые общества.
В этих странах специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. В древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль, произведения писателей и поэтов.
В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. Тысячелетия там сохранила свое могущество так называемая «общинная школа», школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах и т.д.
Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием периодического разлива рек и т.д. Люди вели наблюдения за природными явлениями. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины и т.д. Все эти сведения сосредотачивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Это давало возможность для более широкой эксплуатации масс. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством - школы писцов, школы служащих и т.д.
Обучение письму и счету было трудным делом. Однако постепенно возникают некоторые облегчающие обучение приемы, например, счет на разноцветных камешках и т.д.
Большинство же детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.