Церковные школы в Западной Европе

ПЛАН

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Воспитание и школа в Древнем Риме

Расслоение населения по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы.

Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев). Там учились чтению, письму и счету, знакомились с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными, платными.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных родителей. Эти школы были также частные и платные. Здесь обучали грамматике латинского языка, греческому языку, риторике. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.

1. Церковные школы в Западной Европе.

2. Воспитание светских феодалов.

3. Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Феодализм был дальнейшей ступенью в развитии общества, возник в результате разложения рабовладельческого строя.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь.

В Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе религиозные организации (церковь) стали в этот период монополистами в области обучения детей и взрослых: все содержание образования было пронизано религией.

В продолжении ряда веков большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. В среднеевропейских монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всех сформировались монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первые принимались мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешние школы принимались приходящие (миряне).

В центрах церковного управления постепенно развивались соборные и кафедральные школы. Эти школы также делились на внутренние и внешние. Во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже именитых граждан.

И наконец в ряде приходских церквей создавались приходские школы. В них обучались только мальчики. Учили там чтению молитв на латинском языке, церковному пению, реже обучались письму.

Определенные сроки для обучения в школах не устанавливались.

Учитель не щадил учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души.

В низшие школы первоначально принимались только дети духовенства. А с Х1 века, после того как духовенству было запрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян.

Следует, однако, иметь ввиду, что основная масса народа не получала образования в школах.

В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Курс обучения в монастырских и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и начатки религиозной философии. Были также школы, где обучались еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли «семь свободных искусств», состоящие из трехпутья и четырехпутья. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: