Воспитание светских феодалов

По-другому воспитывались сыновья рыцарей - «господа земли и крестьян». Рыцарь должен быть опытным воином, человеком, презирающим подвластных ему крестьян и способным жестоко подавить их восстания. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Чтение и письмо не являлось обязательным для рыцаря, это было делом духовенства.

С семи лет воспитанник состоял пажем при госпоже своего сюзерена, затем был оруженосцем у господина и, наконец, завершив подготовку, посвящался в рыцари.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали как произведения латинских авторов, так и современную поэзию, а не только религиозные тексты и молитвы.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейсткие и городские школы

Экономическое развитие Европы Х11-Х111 веков выдвигало на первый план необходимость более глубоких и основательных знаний. В связи с этим стали возникать университеты. В Х11 в. были открыты университеты в Италии, Франции и Англии. В Средней Европе в Х1У веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления. Они сами вырабатывали распорядок своей жизни, избирали должностных лиц, защищали свои права.

Средневековые университеты имели 4-е факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6-7 лет, после этого окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжить образование на одном из 3-х факультетов: богословском, медицинском или юридическом. Обучение на этих факультетах продолжалось 5-6 лет. Окончивший, получал звание доктора, т.е. ученого.

Основным видом занятий в университете были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты. Обычно предварительно представлялись тезисы докладов, которые подлежали обсуждению.

Ремесленники и купцы, жившие в городах, не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение же ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы с такой же программой. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержащиеся городскими самоуправлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: