Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины – формирование компетентностей бакалавра посредством освоения и научного осмысления фактических сведений по истории России XХ - XXI вв.
Задачи изучения дисциплины:
· содействие выработке понимания закономерностей и своеобразия историко-культурного развития России на фоне мирового исторического процесса;
· усвоение студентами наиболее значимых фактов и событий истории Отечества XХ - XXI вв., их систематизация в стройную систему достоверных знаний;
· выработка понимания роли отдельных исторических деятелей в истории России XХ - XXI вв.;
· формирование собственного ценностно-ориентированного отношения к историческому прошлому России.
Место дисциплины в ООП. Дисциплина «История России в XХ - XXI вв.» входит в профессиональный цикл, модуль «Дисциплины профильной подготовки» Основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Экономика», «Право».
Изучение дисциплины «История России в XХ - XXI вв.» предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с рядом дисциплин, входящих в основную образовательную программу подготовки бакалавра. Оно опирается на те базовые знания по истории общества, навыки учебно-научной работы и коммуникации, которые сформированы в рамках учебных дисциплин «История первобытного общества», «История древнего мира», «История средних веков», «История России с древних времен до XVIII в.», «История России в XVIII-XIX вв.».
|
|
В результате освоения дисциплины «История России в XХ - XXI вв.» студент должен
· знать основные закономерности развития России на протяжении периода XХ - XXI вв., главные факты истории России, значимые для понимания особенностей ее исторической эволюции;
· уметь анализировать основные проблемы истории России с помощью базовых методов исторической науки, давать характеристику узловым моментам российской истории;
· быть способным работать с историческими источниками, учебной и научной литературой, а также владеть иными технологиями приобретения и обновления исторических знаний.
Вклад дисциплины в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1- владение культурой мышления, способность к обобщению,анализу, восприятию информации, постановке цели, и выбору путей ее достижения;
ОК-8- осознание социальной значимости своей бедующей профессии. Обладание высокой мотивации к своей профессиональной деятельности
ОК- 14 – осознание сущности и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации;
|
|
ОК-15 – обладает навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОПК-2 - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии, методов исторического исследования;
СК-12 – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки;
СК-13 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Принципы отбора содержания учебного материала дисциплины и его организации:
- принцип целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;
- принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки и образовательной практики;
- принцип гуманитаризации, в соответствии с которым данная дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;
- принцип соответствия содержания данной дисциплины насущным требованиям профессионального образования, актуальным ожиданиям общества, потребностям практической сферы деятельности;
- принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, осознания студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;
- принцип структурного единства содержания профессионального образования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов; а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося;
- принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения, обеспечивающий взаимосвязь содержания учебного предмета и технологии его передачи и усвоения;
- принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение;
- принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
Срок изучения – 2 курс 3 семестр
Зачетных единиц - 4
Общая трудоемкость- 144
Количество часов в неделю (18 недель) – 3 часа
Аудиторные занятия- 44
Лекции – 18
Семинары –26
Самостоятельная работа – 96
Форма отчетности – экзамен - 36
№ | Название раздела, темы | Распределение часов | ||||
Трудо-ем-кость | Аудит занят. | Из них | Само-стоят. работа | |||
Лек-ции | Семин. | |||||
2 курс, 3 семестр | ||||||
1. | Россия в конце ХIX – начале XX вв. | |||||
1.1. | Революция и реформы в России в начале ХХ века. | |||||
1.2. | Россия в 1917 году. | |||||
2. | Гражданская война в России | |||||
3. | Советская Россия в 1920-30- е гг. | |||||
3.1. | Особенности реформ и реформаторства при диктатуре пролетариата (на примере НЭПа). | |||||
3.2. | Индустриальная революция: советский опыт конца 20-30-х гг. Коллективизация. | |||||
4. | СССР накануне и в период Великой отечественной войны | |||||
5. | СССР в послевоенный период | |||||
6. | СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. | |||||
7. | «Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.) | |||||
8. | Новая Россия 1991- 2000- е гг. | |||||
8.1. | Россия на пути исторического самоопределения: реформы конца XX –начала ХХI века. | |||||
Экзамен | ||||||
Всего в часах | ||||||
Всего в зачетных единицах |
|
|