Домашний быт и положение женщины

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

Философией в Ри­ме за­ни­ма­лись не только фи­ло­со­фы: каж­дый отец се­мей­ст­ва имел пра­во фи­ло­софст­во­вать у до­маш­не­го оча­га.

Кроме то­го, каж­дый мог от­нес­ти се­бя к ка­кой-ни­будь фи­ло­софс­кой шко­ле. Один счи­тал се­бя пи­фа­го­рий­цем по­то­му, что ел бо­бы, дру­гой — эпи­ку­рей­цем, по­то­му что пил, ел и ве­се­лил­ся. Каж­дый бес­стыд­ник уве­рял, что де­ла­ет га­дос­ти только по­то­му, что он при­над­ле­жит к ци­ни­чес­кой шко­ле. Сре­ди важ­ных рим­лян бы­ло мно­го сто­иков, имев­ших преп­ро­тив­ное обык­но­ве­ние сзы­вать гос­тей и во вре­мя пи­рож­но­го тут же вскры­вать се­бе жи­лы. Этот не­чис­топ­лот­ный при­ем счи­тал­ся вер­хом гос­теп­ри­имст­ва.

Жилища у рим­лян бы­ли очень скром­ны: од­но­этаж­ный дом с дыр­ка­ми вмес­то окон — прос­то и ми­ло. Ули­цы бы­ли очень уз­ки, так что ко­лес­ни­цы мог­ли ехать только в од­ну сто­ро­ну, что­бы не встре­чаться друг с дру­гом.

Пища рим­лян от­ли­ча­лась прос­то­той. Ели они два ра­за в день: в пол­день за­кус­ка (pran­di­um), а в че­ты­ре ча­са обед (co­ena). Кро­ме то­го, по­ут­ру они завт­ра­ка­ли (фриш­тик), ве­че­ром ужи­на­ли и меж­ду едой мо­ри­ли чер­вяч­ка. Этот су­ро­вый об­раз жиз­ни де­лал из рим­лян здо­ро­вых и дол­го­веч­ных лю­дей.

Из про­вин­ции дос­тав­ля­лись в Рим до­ро­гие и ла­ко­мые яст­ва: пав­ли­ны, фа­за­ны, со­ловьи, ры­бы, му­равьи и так на­зы­ва­емые «тро­янс­кие свиньи» — porcns tro­j­anus — в па­мять той са­мой свиньи, ко­то­рую Па­рис под­ло­жил тро­янс­ко­му ца­рю Ме­не­лаю. Без этой свиньи ни один рим­ля­нин не са­дил­ся за стол.

Обедал знат­ный рим­ля­нин всег­да весь ок­ру­жен­ный па­ра­зи­та­ми. Этот отв­ра­ти­тельный обы­чай уко­ре­нил­ся в Ри­ме и не ли­шал гос­тей ап­пе­ти­та.

Вначале жен­щи­ны римс­кие бы­ли в пол­ном под­чи­не­нии у сво­их му­жей, за­тем они ста­ли угож­дать не столько му­жу, сколько его друзьям, а час­то да­же и вра­гам.

Предоставив ра­бам, ра­бы­ням и вол­чи­цам вос­пи­та­ние де­тей, римс­кие мат­ро­ны за­во­ди­ли зна­комст­ва с гре­чес­кой и римс­кой ли­те­ра­ту­рой и изощ­ря­лись в иг­ре на цит­ре.

Разводы про­ис­хо­ди­ли столь час­то, что иног­да не ус­пе­ва­ли за­кон­чить бра­ко­со­че­та­ние мат­ро­ны с од­ним муж­чи­ной, как она уже вы­хо­ди­ла за дру­го­го.

Вразрез со вся­кой ло­ги­кой это мно­гоб­ра­чие уве­ли­чи­ло, по сло­вам ис­то­ри­ков, «ко­ли­чест­во хо­лос­тых муж­чин и уменьши­ло де­то­рож­де­ние», точ­но де­ти бы­ва­ют только у же­на­тых муж­чин, а не у за­муж­них жен­щин!

Народ вы­ми­рал. Бес­печ­ные мат­ро­ны рез­ви­лись, не за­бо­тясь не­ма­ло о де­то­рож­де­нии.

Кончилось пло­хо. Нес­колько лет под­ряд ро­жа­ли од­ни вес­тал­ки. Пра­ви­тельство встревожилось. Император Ав­густ уменьшил пра­ва хо­лос­тых муж­чин, а же­на­тым, нап­ро­тив то­го, поз­во­лял раз­ре­шать се­бе мно­го лиш­не­го. Но все эти за­ко­ны уже не при­ве­ли ров­но ни к че­му. Рим по­гиб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: