На берегах Восточного моря

Восточноприбалтийские земли вошли в круг наиболее часто посещаемых скандинавами земель уже в первые века нашей эры.

"От этих трех людей (сыновей первых насельников о. Готланд. - Авт.) впоследствии... население Готланда настолько размножилось, что страна не могла всех прокормить. Тогда они выслали из страны по жребию каждого третьего мужчину, так что те могли сохранить и увезти с собой все, что имели на поверхности земли. Они не хотели уезжать, но поплыли к Торсборгу (на восточном побережье Готланда. - Авт.) и там поселились. Но жители той земли не захотели терпеть их и изгнали их. Тогда они по плыли на о. Форе (у северного побережья Готланда. - Авт.) и там поселились. Но и там они не смогли себя прокормить и поплыли на один остров близ Эстланда, который называется Дагё (о. Хийумаа. - Авт.), и поселились там и построили укрепление, остатки которого видны еще и теперь. Но я там они не могли себя прокормить и поплыли по реке, которая называется Дюна (Западная Двина. - Авт.), а по ней через Русаланд. Они плыли так долго, что приплыли в Гриккланд (Византию)" (Сага о гутах. С. 307).

Хотя "Сага о гутах" написана только ок. 1220 г., а сам рассказ является одним из вариантов переселенческих сказаний, он находит некоторое подтверждение в археологических материалах. Переселение обычно относят к V-VI вв., именно в это время к югу от Рижского залива увеличивается количество готландских древностей, появляются поселения, где жило большое число скандинавов: Гробини у Лиепаи (находки датируются 650-850 гг.), Апуоле на 40 км южнее Гробини, Вискаутен (Вишнево) на Куршской косе и др.

Особую роль играли земли на пути в Финский залив и Неву - западное и северное побережья Эстонии и острова Хийумаа и Сааремаа. Они лежали на пересечении балтийских путей и привлекли внимание скандинавов уже в V в. На о. Сааремаа (Кунигуста), на западном побережье Эстонии (Лихула) и на крайнем северо-западе (Прооза на территории Таллина) в каменных могильниках найдено большое количество готландских и среднешведских украшений, оружия, деталей одежды, некоторые погребения совершены по скандинавскому обряду (в ладье). Находки в Прооза прямо связывают могильник с Хельгё на оз. Меларен: предполагается, что часть населения Проозы была выходцами из Хельгё, тогда как какие-то группы эстов расселились в Свеаланде (где найдены эстские каменные могильники).

Обилие восточноприбалтийской топонимии в скандинавских письменных источниках, начиная со скальдической поэзии и рунических надписей, - также важный показатель ранних и интенсивных связей региона со Скандинавией. Более того, географическая номенклатура выявляет то, что не донесли до нас письменные источники и о чем не могут рассказать археологические находки.

Топонимия Восточной Прибалтики не только обширна, но и разнообразна. В ней присутствуют этнонимы и отэтнонимические названия земель (semskr - Samland, kurir - Kurland и др.), названия рек (Duna - Западная Двина, Vindoy - Вента?), островов (Runo - Рухну, Dago - Хийумаа, Eysysla - Сааремаа) и др. Наиболее широко представлены в ней западное и северное побережья Эстонии, где скандинавам известны наряду с более общим названием земли Eistland наименования и более мелких областей - Вирумаа (Virland) и Ляэнемаа (Adalsysla).

Одновременно рунические надписи дают еще одно свидетельство особого положения эстов во взаимоотношениях свеев с Восточной Прибалтикой. В них насчитывается 16 личных имен, образованных от этнонима " эст ": Eistr и Eistulfr и прозвище Eistfari - "ездивший к эстам". Причем люди, носившие имена с корнем Eist-, - это и заказчики памятников, и те, в честь кого памятники установлены, т.е. именитые жители Средней Швеции. Появление у них отэтнонимического личного имени - свидетельство давних, вероятнее всего родственных контактов свеев и эстов, память о которых сохранялась в семейных преданиях.

Особый интерес представляют два территориальных названия, образованных с помощью термина sysla: Eysysla, букв. "Островная сюсла" (о. Сааремаа) и Adalsysla, букв. "Основная сюсла", в сагах обычно - прибрежная материковая часть Эйстланда, лежащая против о. Сааремаа, вероятно, Ляэнемаа13. Видимо, "главным" этот "район" был в том смысле, что он - материковый, в противоположность "островному району", о. Сааремаа. Особенность обоих топонимов заключается в том, что они построены с участием древнескандинавского слова sysla, которое выступало как термин для обозначения небольшого административного округа, позднее епископии (особенно распространен композит syslumadr, "управляющий округом, назначаемый конунгом"). Как правило, этот термин не участвует в образовании географических названий. Поэтому его использование сразу в двух топонимах, называющих прилегающие области, наводит на мысль, что на каком-то этапе Сааремаа и Ляэнемаа (или их части), где отмечено наибольшее и самое раннее скопление скандинавских древностей в Эстонии, рассматривались скандинавами как шведские территории, управляемые конунгами через их наместников (см. ниже 2.1).

13 Иногда под ним понимают всю территорию современной Эстонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: