От язычества к истинной вере

ГЛАВА 7.

Вопросы конфессиональные редко интересовали авторов саг. Но и в этом случае их внимание сосредоточивалось по преимуществу на положении христианства в самих скандинавских странах: его введении и распространении, причем, как правило, в связи с деятельностью того или иного конунга. Лишь после начала крестовых походов в Северо-Восточную Прибалтику для них стали актуальны отношения христианских и языческих народов, а вместе с ними и проблемы взаимодействия язычества и христианства. Им посвящаются специальные произведения (как, например, "Сага о крещении"), но чаще - новый смысл обретают традиционные сюжеты, которые начинают интерпретироваться с позиций миссионерства, и противопоставление язычников и христиан приобретает глубокое мировоззренческое значение.

В рассказах о христианизации скандинавских стран нередки упоминания об английских миссионерах, о принятии крещения викингами в Англии или во Франции, о встречах викингов с монахами или священнослужителями на Западе и Юге Европы. Отсутствие восточнохристианских реалий в сагах парадоксально противоречит сведениям древнерусских источников о варягах, принявших христианство в Византии во время военных или торговых походов: уже часть воинов Игоря в 944 г. клянется при заключении договора в церкви св. Ильи (в Киеве?). Первыми русскими святыми мучениками также становятся варяги - отец и сын, вернувшиеся в Киев из Византии. Влияние восточного христианства прослеживается и в археологическом материале, но почти исключительно в Средней Швеции. Может быть, в этом и кроется причина незнакомства авторов саг - жителей Исландии и Норвегии - с восточным путем проникновения христианства в Скандинавию.

Однако при обращении к архаичным и традиционным сюжетам, связанным с Восточной Европой, наблюдается обратная картина. Контакты с западным христианством предстают в сагах как отдельные эпизоды, хотя и довольно многочисленные, но не складывающиеся в какую-либо систему, а сами страны на Западном пути воспринимаются как исконно христианские. Русь, напротив, как и сами скандинавские страны, находится на перепутье между язычеством и христианством и во временном отношении (крещение, рубеж между двумя эпохами, происходило одновременно и на Руси, и в скандинавских странах), и в пространственном (финские народы на северо-западе отделяли христианскую Русь от христианской Скандинавии). Более того, как и другие события ранней истории. Восточной Европы (до конца X в.), крещение отдельных групп варягов отражается в сагах (за редкими исключениями) в виде смутных припоминаний (см. выше гл. 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: