БИЛЕТ 20 ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НА РУСИ
БИЛЕТ 19 ДАНЬ И ПОЛЮДЬЕ В Х ВЕКЕ. ВОПРОС О РЕФОРМЕ ОЛЬГИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В 988 г произошло важнейшее для истории России событие – КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Русь перестала быть языческой страной и стала православной. Но история русского христианства начинается значительно раньше: 1 – В. Ф. ГРЕКОВ считает, что в середине 1 тысячелетия. Однако подтверждений его гипотезы нет. 2 точка зрения – в начале IX века. Это суждение подтверждает ЖИТИЕ СТЕФАНА СУЛОЖСКОГО – в нем говорится о походе новгородского князя на Византию. Русские воины проникли в церковь и начали ее грабить. Русский князь начал биться в конвульсиях, пока всё награбленное не сложили на место. Затем князь пришел в чувство, после этого князь и его бояре крестились. Но этому тексту также нельзя слепо доверять – возможно, это всего лишь линия удревления христианства. Также имеется восточный источник – Ибн Хардагпих говорит, что руссы приходят на верблюдах и выдают себя за христиан.
ВСЁ ЭТО НЕПРОВЕРЕННО. Однако во 2 пол IX века в послании Константинопольского патриарха говорится, что русское племя приняло христианство. В договоре Олега все руссы клялись и заверяли договор по языческим традициям. В договоре Игоря 944 г – одни приносили клятву по-христиански, другие – по-язычески. После этого о руссах-христианах заговорили и арабские источники. Из всего вышесказанного можно сделать ВЫВОД, что христианство на Руси появилось сравнительно поздно, не ранее договора Игоря с греками 944 года. Первыми это коснулось торговцев с Византией (им так легче было торговать). Также оно коснулось воинов и иностранцев. Никаких других побуждений, кроме торговли с Византией и службы в ней НЕ БЫЛО. К христианам относились насмешливо, но не враждебно (такая обстановка была и при Владимире) Это говорит о СЛАБОЙ ПОЧВЕ.
Сдвиги в восточнославянском обществе привели к языческим реформам. Археологические находки свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна первоначально располагалось в пределах городских укреплений, а затем оно перешло в место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, стал и РЕЛИГИОЗНЫМ центром.
У славян отсутствовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию выполняли разные божества. До появления государства – СВАРОГ, после 980 г – ПЕРУН. Тогда же сооружается языческий пантеон из известных ранее божеств, так называемое «постановление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.
Древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и с принятием христианства в 988 г являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и в последующее время, некоторые продолжают соблюдаться и сейчас.