Билет 11 норманнская теория

БИЛЕТ 10 ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Суть легенды – северо-западные племена сошлись на совет и «реша сами в себе», что надо найти князя, который бы правил ими и владел по праву. Племена пошли за море к варягам, и предложили им править собой: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами». Старейший, Рюрик, сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске.

В советской историографии существуют три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI — начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные.

В легенде восхваляется Новгород, принижается роль Киева. Призвание варягов произошло, по-видимому, потому что Рюрик, возможно, был противником тех насильников, которых славянские племена изгнали, у него не было предпочтений, он был ближе к богам, так как пришел с другой территории.

Что же из описанного в легенде было на самом деле? Безусловно, варяги способствовали усилению сплочения племен. Дали новую династию. Затем они смешались со славянами (славянские имена), приняли славянских богов. Сохранилось больше источников, где слово «Русь» ассоциируется именно с варягами (и западноевр, и арабские источники). У антинорманнистов же очень мало источников (напр река Рось). В этом состоит значение легенды как исторического источника. Легенда вызывает непрекращающиеся на протяжении столетий споры, которые, видимо, смогут разрешить только находки новых источников или какое-то совсем нестандартное и интересное логическое заключение.

В конце ХV века появилась следующая теория – Рюрик был призван из Пруссии. Прус – царь Пруссии – был родственником Августа -> рус князья – родственники римских императоров. Можно предположить, что данная теория была создана для подъема авторитета русских князей.

Петр Петрей, путешественник, 2 раза был на Руси, отступил от прусской версии и предположил, что варяги вышли из Швеции. Политический смысл его теории – притязания на землю.

В середине XVIII века российские академики Байер, Миллер и Шлецер сформулировали НОРМАНСКУЮ, или ВАРЯЖСКУЮ теорию происхождения др-р государства. Они считают, что государство было создано пришедшими на Русь скандинавами, которых на Западе называли норманны, а на Руси – варяги. Основателем династии они считают Рюрика Новгородского (862-879). Год основания государства – 862, когда Рюрик был приглашен в Ладогу (Новгород). Рюрик пришел на Русь с братьями – Трувором (Белоозеро) и Синеусом (Изборск). Правда, позже норманнисты признали, что братья – вымышленные персонажи – итог неверного перевода летописца. Название «Русь» норманнисты выводят от названия народа, пришедшего с Рюриком.

Данная теория вызвала множество споров, против утверждений Миллера выступил М. С. Ломоносов, создав АНТИНОРМАНСКУЮ теорию. Ломоносов отрицал роль варягов в образовании государства, связывал его с именем Кия – главы полян.

Мировые историки согласились с норманнской теорией. Споры по поводу теории не прекращаются до сих пор. Фашистские войска, когда готовили почву для нападения на СССР, поднимали норманнскую теорию, в СССР в это время поднималась антинорманнская теория. Вот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: