Примеры выполнения контрольных заданий

Реформы Петра Великого (ответ на вопрос).

Цель: модернизация – вывести страну на путь европейского развития.

В политической сфере:

- Центральное место в реформах Петра 1 занимали реформы государственного управления, способствующие окончательному утверждению абсолютизма.

- Вместо Боярской Думы учреждался Сенат (1711 г.), которому принадлежали судебные, законосовещательные, исполнительные функции. Сенаторы назначались царем по принципу личной преданности. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор, наделен особыми полномочиями и подчинен только монарху.

- Приказы заменялись коллегиями (с 1717 г.), каждая из которых ведала определенной отраслью управления.

- Генеральный регламент содержал общие принципы работы бюрократического аппарата (установил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штат, место, обязанности чиновников, унифицировал их положение, деятельность).

- Создана регулярная армия с единым принципом комплектования (рекрутская повинность, нормы представительства на пожизненную службу, за годы правления Петра Алексеевича было проведено 53 набора, к 1725 г. армия состояла из 200 тысяч солдат и офицеров, на ее содержание уходило 62% бюджета страны, был создан Балтийский флот), с единообразным вооружением и обмундированием, вводились новые уставы, были открыты военные училища по подготовке специалистов.

- Табель о рангах – 1722 г. (в отличие от местничества) устанавливал порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе по способностям и заслугам, расширяя состав дворянства за счет способных, преданных государству лиц из разных слоев населения.

- Церковь подчинена государству путем учреждения Духовной коллегии – Синода (1721 г.), во главе которой стоял светский чиновник – обер-прокурор, назначаемый царем, патриаршество упразднялось.

- Россия разделена на административные округа (губернии) – 1708 г., губернии разделялись на провинции, провинции – на уезды.

- В городах вместо Земских изб учреждены магистраты (1720 г.) как выборные органы купечества. Магистраты занимались городским хозяйством, а также казенными сборами, следили за исполнением государственных повинностей.

В экономической сфере:

- В экономической политике прослеживаются два этапа:

1 этап – с 1700 г. по 1717 г. На этом этапе реформы подиктованы экстремальным положением страны после поражения под Нарвой. Отсюда – приоритетное развитие «нужных» государству отраслей экономики, связанных с оснащением армии. Основатель мануфактур – казна. Воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов.

2 этап – с 1717 г. – этап после ликвидации военной угрозы. От открытого принуждения государство перешло к регулированию экономики через созданные Берг, Мануфактур, Коммерц-коллегии и Главный магистрат.

- Регулирование осуществлялось с помощью привилегий, уставов, регламентов, отчетов, проверок, передаче убыточных для казны предприятий частным владельцам или созданным для этой цели компаниям, объединения городских ремесленников в цеха по воле государства и др. Проводилась политика протекционизма и меркантилизма.

- В торговле проводились аналогичные меры: принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург, круговая порука в купеческой среде, определение государством, где и чем торговать и др.

- Денежная реформа предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Чеканка монет была монополией государства.

- На мануфактурах использовался вольнонаемный труд, принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. С 1721 г. купцам было разрешено покупать крестьян для мануфактур, они стали называться посессионными.

В социальной сфере:

- Введение подушного налога, новый принцип обложения (ревизская душа с 1718 г.) закрепило социальные структуры и власть помещика над крестьянами, распространило налоги на новые группы населения (уничтожен институт холопства).

- Усиление налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. С 1724 г. крестьянам было запрещено уходить от помещика на заработки без письменного разрешения, т.е. в России было положено начало паспортной системе.

- Указ о майорате (1714 г.) предусматривал передачу земель по наследству одному старшему сыну или дочери. Он препятствовал дроблению имений, уравнивал в правах дворянское поместье с боярской вотчиной, знаменовал слияние двух групп в одно сословие.

- Образование, направленное на удовлетворение потребностей государства, становится светским, доступным разным сословиям (школа навигационных и математических наук, медицинских наук, морская академия, инженерная академия, цифирные школы в губерниях, гарнизонные школы для солдатских детей и др.). Создаются учебники, открывается первый музей (1714 г.), первая государственная библиотека (1714 г.).

- Развиваются науки, издательское дело, разрушается домострой, европеизируется быт.

Заключение: по своему масштабу и стремительности проведенные реформы вывели страну на новый уровень, но одновременно они не затрагивали господствующий тип феодальных отношений, породили недовольство старой аристократии, еще более закрепостили крестьян, не создали благоприятных условий для развития капитализма. Нарождавшаяся буржуазия была несамостоятельна, рабочие не были заинтересованы в результатах своего труда, рынок вольнонаемного труда был крайне мал. Противоречивость результатов реформ была заложена в объективной действительности того времени.

Один из вариантов таблицы, раскрывающей эволюцию

народничества второй половины 19 века

Начало деятельности Название организации   Лидеры Главная цель, движущая сила революции   Тактика Итоги деятельности
  «Земля и воля» Н.Черны шевский, А.Герцен Радикальное переустройство общества, движущая сила революции – крестьяне Путем пропаганды поднять разные слои общества на защиту крестьян, а самих крестьян просвещать Распалось в 1863 г. после ареста Н.Чернышев ского
1876 г. 2-я «Земля и воля» С.Перовская, Г.Плеханов, М.Натансон Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне Хождение в народ. Пропаганда В 1879 г. после судебных процессов организация раскололась на 2 течения
1879 г. «Народая воля» С.Перовская, А.Михайлов, А.Желябов, В.Фигнер, Н.Морозов Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне Террор как способ агитации, месть за убитых товарищей, протест против отсутствия прав, предъявление ультиматумов властям В 1881 г. после казни руководителей организация была ослаблена, на ее основе в 80-90-е гг. возникло либеральное народничество, в 1901 г. – партия социалистов-революционеров
1879 г. «Черный передел» Г.Плеханов, П.Аксельрод, Л.Дейч, В.Засулич Социалистическая революция, движущая сила - рабочие Пропаганда социалистических идей среди рабочих За границей в результате деятельности в 1883 г. возникает группа «Освобождение труда» - первая социал-демократическая организация России

Один из вариантов сравнительной таблицы

Сравнить кризис 1920-начала 1921 гг. и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Что было в них общим, а что различным.

Общее
1. В руководстве Коммунистической партии и государства шли острые споры о причинах кризиса и путях его преодоления. 2. Результатом обоих кризисов стало коренное изменение экономической политики (отказ от политики «военного коммунизма и переход к нэпу в 1921 г., отказ от нэпа и переход к политике форсированной индустриализации в ходе второго кризиса).
  Различия
Кризис 1920-1921 гг. Кризис 1927-1928 гг.
1. Кризис возник в условиях перехода от первой мировой и гражданской войны к миру 1. Кризис возник в условиях мира и не был связан с войной.
2. Основное проявление кризиса – массовые выступления крестьян, широкое общественное недовольство 2. Основное проявление кризиса – отказ крестьян после уплаты налога поставлять зерно и продовольствие по установленным государством низким ценам («хлебная стачка»)
3. Кризис происходил в условиях резкого падения показателей промышленного, сельскохозяйственного производства 3. Кризис происходил в условиях завершения восстановительного периода, экономического роста
4. Преодоление кризиса было связано с переходом к нэпу (введение свободы торговли, частичная денационализация промышленности, разрешение аренды земли, найма рабочей силы, усиление экономических методов управления) 4. Преодоление кризиса было связано с отказом от нэпа, усилением командно-административных методов управления, частичным возрождением политики «военного коммунизма»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: