double arrow

Градостроительство Франции первой половины XIX в

Градостроительство послереволюционной Франции первоначально развивалось по инерции. Осуществлялись некоторые замыслы конца XVII! в. Особенно это касалось планировки и застройки Парижа, по-прежнему нуждавшегося в реконструкции. Стремясь к популярности и власти. Наполеон Бонапарт еще в бытность первым консулом республики (1799-1804) приступил к частичному осуществлению обширной программы перестройки столицы, предложенной Комиссией художников.

Прежде всего, начались работы по благоустройству и обводнению города. С этой целью построили канал, по которому воды реки Урк - притока Марны - стали поступать в специально построенный на северо-востоке Парижа бассейн Ла Виллет. Почти одновременно правительственным указом было предписано создание нескольких десятков городских фонтанов с постоянно текущей водой, равномерно распределенных по территории города. Приходские кладбища были закрыты, а захоронения перенесены на юг городской территории в так называемые Катакомбы. Берега Сены были укреплены и построены новые набережные и мосты (мост Искусств, мост Нотр-Дам и др.). В Париже стали проводить канализационные стоки, устраивать тротуары и пр.

Но особое внимание уделялось в этот период пробивке новых улиц, часть которых была намечена еще в плане Комиссии художников.

В 1802 г. начали прокладку улицы Риволи от площади Согласия до площади Пирамид. Почти одновременно пробивались поперечные улицы для взаимосвязи улицы Риволи с улицей Сент-Оноре. Новые улицы носили названия, напоминавшие те исторические места, где Наполеон одержал победы во время Итальянского и Египетского походов (улицы Кастильоне, Мондови, Пирамид и т. д.). Планировкой и застройкой Парижа этого времени ведали Совет по гражданскому строительству и Комитет дворцовых построек, в которые входили такие видные архитекторы, как Пейр (старший), Шальгрен, Ронделе, Персье и Фонтен. Последний был автором единообразной застройки улиц Риволи и Кастильоне, состоявшей из пятиэтажных домов, имевших вдоль улиц сквозные аркады, за которыми находились в двух ярусах торговые помещения. Верхние этажи предназначались для жилых квартир. Эти дома внесли в центр города определенный ритм и порядок. Одновременно с застройкой улицы Риволи была проведена реконструкция внутренней территории между Лувром и Тюильри.

В 1808 г. планировочные работы развернулись и на левом берегу Сены. От Обсерватории на север в направлении Люксембургского дворца была проложена новая широкая озелененная авеню, а Пантеон и церковь Валь де Грае были соединены с улицей Сен-Жак вновь прорезанными улицами.

Следует отметить, что создатели новых магистралей придерживались классических традиций XVIII ст., а именно: логичности и функциональной оправданности новых коммуникаций, их стилистической однородности и ориентации на монументальные сооружения. Но самая грандиозная перепланировка левого берега Сены была намечена в районе Марсова поля. Этот замысел возник в 1811 г. и был связан с желанием Наполеона превратить Париж в столицу огромной империи, поглотившей, подобно древней Римской империи, почти всю Западную и Центральную Европу. По образцу Рима в Париже стали строить триумфальные арки, колонны, дворцы и храмы. Так возникла огромная арка на площади Звезды (архит. Шальгрен), изящная арка Карусель во дворе дворца Тюильри (архитекторы Персье и Фонтен), бронзовая колонна на Вандомской площади (архитекторы Лепер и Гондуэн), храм Славы солдат Великой армии (архит. Виньон), храмоподобные здания Национального собрания (архит. Пуайе), Биржи, Коммерческого суда (архит. Броньяр и др.). Многие из этих сооружений были лишь начаты при Наполеоне и завершены в 1820-1830-е гг.

Что же касается реконструкции Марсова поля, то император хотел создать здесь новый административный и учебный центр Парижа. По сторонам Марсова поля и вдоль Сены предполагалось разместить здания государственного архива, университет, школу Изящных искусств. По периметру Марсова поля должны были вырасти новые корпуса казарм и госпиталей, а пространство между ним и отелем Инвалидов отводилось для жилых кварталов с рыночной площадью в центре. На противоположном берегу реки, по оси Военной школы, Персье и Фонтен предполагали разместить новый императорский дворец, окруженный регулярным парком, аллеи которого соединялись с Булонским лесом, а одна из парадных аллей вела к площади Звезды. Этот грандиозный проект, исполненный с большим мастерством и требовавший больших капиталовложений, так и остался на бумаге.

Не был реализован и проект реконструкции Версаля, составленный архит. А.-Ф. Пейром (младшим) в 1808 г. Известно, что официальными резиденциями Наполеона в бытность его императором были Тюильри, Сен-Клу и Фонтенбло, но мысль о реконструкции главной резиденции Бурбонов - Версаля - периодически возникала у императора. Ни один из проектов, составленных архитекторами Гондуэном, Персье, Фонтеном, Дюфуром, не был одобрен. Исключение составлял проект Пейра (младшего), который в силу своей грандиозности и величия привлек внимание императора. Кроме того, новые здания, задуманные Пейром, маскировали старые фасады дворца, не удовлетворявшие вкусам нового времени. Так, со стороны города проектировалась большая овальная площадь с колоннадой наподобие площади перед собором св. Петра в Риме. Бывший мраморный двор должна была скрыть сквозная колоннада. Со стороны парка дворцовый фасад также менялся за счет пристройки к центральному ризалиту двух симметрично расположенных дворов. Проект был отклонен императором только по причине дороговизны, что и спасло замечательный ансамбль XVII в. Проект Пейра, хотя и отвечал духу времени, все же был эклектичным и, несмотря на крупные масштабы и строгую симметрию, лишен был былой композиционной логики, где главные и второстепенные элементы композиции соответствовали значимости отдельных дворцовых помещений.

Градостроительная деятельность этого времени сосредоточивалась не только в Париже и его пригородах. В целом городское население Франции составляло 22%. Особенно быстро продолжали расти промышленные города, которые стихийно застраивались. Государство намеривалось принять меры по упорядочению их застройки, о чём свидетельствует сохранившийся схематический проект идеального города, созданный архит. Ювэ в начале XIX в. по заказу Наполеона Бонапарта.

В основу проекта была положена идея создания города средних размеров (от 100 до 150 тыс. жителей), состоявшего из равных по размерам «блоков» разного экономического профиля. Каждый из таких «блоков» имел почти квадратную форму плана (1097x1066 м). Центр занимала общественная пло­щадь. От площади расходились улицы шириной 19,5 м, вдоль которых размещались административные, торговые и жилые здания, а также мастерские, конюшни и сады. Высота этих зданий определялась в 13 м. В переулках (шириной 13 м) размещались производственные предприятия. Главные улицы, разделявшие «блоки», имели ширину 26 м и высоту застройки, равную 15 м. Перед домами шла полоса палисадников. Внутри каждого городского блока предусматривались сады и парки. Несмотря на жесткую регламентацию размеров кварталов, улиц и площадей, автор стремился внести в застройку города разнообразие за счет того, что каждую улицу должен был проектировать свой архитектор, в ре­зультате чего она приобретала индивидуальный характер. Предполагалось, что города можно будет сочетать из различного числа «блоков» в зависимости от природной ситуации, численности населения и экономического профиля. Предусматривалось также, что такие города равномерно распространятся по территории Франции и в них сможет жить одна треть населения страны, «наслаждаясь счастьем жить в подлинном земном рае». Несмотря на некоторую внешнюю планировочную механистичность, проект Ювэ содержал и новые взгляды на город, поскольку последний представлялся автору в виде суммы самостоятельно решенных функциональных единиц, разделенных сквозными магистралями и объединенных улицами местного значения.

Однако имперское правительство стремилось не перестраивать существующие города по новым образцам, а к строительству новых стратегических пунктов и прежде всего вдоль морских побережий империи. Если бастионы Бреста, Рошфора, Тулона, построенные Вобаном, все еще удовлетворяли требованиям обороны, то главная портовая крепость Франции на берегу Ла-Манша Шербур нуждалась в коренной реконструкции. В связи с этим инж. Кашеном был составлен проект нового порта, на месте старых укреплений. Согласно проекту, на территории протяженностью свыше 1300 м были построены три новых бассейна общей площадью около 28 га, готовые принять несколько десятков больших и малых военных судов, начиная с линейных кораблей, фрегатов, корветов и кончая лодками. В доках, расположенных радиально, могли ремонтироваться и строиться до 30 судов. На территории порта были предусмотрены все виды мастерских, связанных с судостроением и военным оснащением кораблей, а также многочисленные административные, учебные, казарменные и складские сооружения. Несмотря на то, что строительство порта Наполеона в Шербуре шло медленно, все же в период континентальной блокады он был крупнейшим морским оплотом Северной Франции.

Желая держать под контролем северо-западные районы Франции, население которых постоянно восставало против центрального правительства, Наполеон решил построить там ряд новых городов полувоенного типа.

Небольшой городок Понтиви, выросший у подножья феодального замка, было решено превратить в город нового типа с тем, чтобы он стал главным административным центром Бретани. Так возник город Наполеонвиль, к строительству которого приступили в 1806 г. Широкие прямолинейные улицы пересекали его территорию. Вокруг главной прямоугольной площади возникли монументальные общественные здания в стиле ампир. В стороне от центра возвели казармы, военные склады, жилые кварталы для размещения гарнизонных войск. В 1815 г. после низложения Наполеона I город превратился в рядовой местный торговый центр и вновь стал называться Понтиви.

Второй стратегический город Ла -Рош-сюр-Ион был построен в Вандее. Планировка этого полувоенного-полугражданского поселения была проста. Две прямолинейные улицы-дороги пересекались под прямым углом, образуя центральную прямоугольную площадь (225x125 м), носившую имя императора. Остальные улицы были параллельны главным. По периметру городской территории проходила широкая лента бульвара, а на юге разме­щался большой общественный парк с ботаническим садом. У северных городских границ размещались сооружения военного назначения.

Строительство новых городов осуществлялось не только во Франции, но и в завоеванных странах, и прежде всего в Италии. Образованное в 1805 г. Итальянское королевство включало в себя Ломбардию, Романью, Модену, а с 1806 г. и Венецианскую область. Став королем этого государства, Наполеон решил построить на берегу Адриатики, южнее устья реки По, новый город - Комаккио. Проект был составлен архит. Л. Брюйером в 1805 г. Город Комаккио получил четкую прямоугольную планировку. Канал соединял море с внутренней искусственной гаванью-бассейном. Другие каналы соединяли Комаккио с Равенной и Феррарой. В центре располагались три площади: главная, ратушная и театральная. В юго-западном углу помещался крытый рынок, а в северо-западном - скотобойня. Вокруг гавани размешались биржа, таможня, арсеналы и склады. К плану города были приложены чертежи основных его сооружений.

Стремительность и кратковременность наполеоновской экспансии не позволила Франции развернуть строительную деятельность в остальных районах обширной империи. Основное внимание уделялось оборудованию резиденций как самого императора, так и его многочисленной родни, которой были розданы престолы завоеванных государств. Главное внимание императора привлекал крупный торговый и культурный центр Ломбардии Милан, который временно стал столицей королевства Италии. По приказу Наполеона архитек­тор Антолини реконструировал территории, окружавшие старый замок Висконти и Сфорца. В результате этих работ на периферии исторического центра Милана возник грандиозный ансамбль, состоявший из полукруглой аванплощади, самого замка и спланированного позади него огромного форума для военных парадов (800x800 м) с триумфальной аркой и прилегающим с севера амфитеатром.

Еще более обширными были замыслы по перестройке Рима. В 1811 г. вышел декрет императора о кредите в размере 1 млн. франков в год, который открывало французское правительство «для украшения и благоустройства вечного города». Предполагалось очистить русло Тибра, построить мосты, разобрать от поздних наслоений форум Траяна и окружение Пантеона и пр. Но главный градостроительный замысел по реконструкции центра Рима, к счастью, остался невыполненным - наполеоновский дворец. Архит. Перозини спроектировал грандиозную архитектурно-планировочную композицию, начинавшуюся на севере у площади Колонны и оканчивавшуюся на юге у Колизея. Новый дворец должен был быть построен на капитолийском холме, на месте древнего Табулария и площади Капитолия, причем средневековая церковь Санта Мария д'Арчели должна была стать домовой капеллой императора, а Венецианский дворец (памятник эпохи Возрождения) - вместить дворцовые службы. Что же касается древнего Римского форума, то он должен был превратиться всего лишь в парадный двор. За недостатком средств проект Перозини был отставлен, и городская резиденция Наполеона расположилась в приспособленном для этих целей Квиринальском папском дворце, тогда как загородная резиденция - в вилле Боргезе на Монте Пинче. Это, в свою очередь, послужило причиной реконструкции северного въезда в город - площади дель Пополо, которая превратилась в обширное овальное пространство, окруженное балюстрадами.

Оценивая в целом градостроительство Франции начала XIX в., следует отметить два ясно обозначившихся направления: «утилитарное», нацеленное на реконструкцию и строительство городов и их благоустройство, и «репрезентативное», призванное возвеличивать культ императора. Первое направление было прогрессивным в своем существе, но весьма ограниченным по масштабам. Второе - проявлялось в узкой сфере дворцового и мемо­риального строительства. Следует, однако, отметить высокий художественный уровень парадных мемориальных ансамблей, строители которых создали целое направление, получившее название «стиль ампир». Для ансамблей, выстроенных в этом стиле, свойственны были грандиозность, граничащая с гигантоманией, крупные планировоч­ные масштабы строго симметричных осевых композиций и подражание римским образцам эпохи Империи. Следует отметить, что в этот период проектные композиции приобрели самостоятельную художественную цен­ность независимо от того, оставались ли они на бумаге или были воплощены в жизнь. Особую область составили проекты реконструкции памятников и ансамблей античных Греции и Рима, выполнявшиеся как зрелыми мастерами, так и учениками Французской академии в Риме. Изданные в виде гравюр, эти проекты питали воображение архитекторов, в действительности строивших такие прозаические городские сооружения, как казармы, жандармерии, префектуры, госпитали и тюрьмы в классическом стиле.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: