double arrow

Градостроительные теории французских философов-утопистов первой половины XIX в


В то время как французские города беспорядочно росли, а городские власти занимались решением локальных градостроительных проблем, передовые люди Франции искали иной выход из создавшегося положения.

Тема грядущего промышленного развития городов не ограничивалась рамками архитектурного проектирования и художественного прозрения. Как известно, она осмысливалась и на более высоком социально-философском уровне Сен-Симоном и Фурье.

Хотя социалист-утопист А.Сен-Симон(1760-1825) непосредственно не касался градостроительных проблем, все же его программа общественного преобразования, выдвигавшая на первый план проблему построения новой «промышленной системы», во главе которой должны были стать «промышленники», «ученые» и «художники», предполагала дальнейшее «упорядоченное» развитие промышленных городов. Будущее общество представлялось Сен-Симону в виде громадной сложной мастерской, в который каждый мог найти применение своим способностям и талантам. Он считал, что многообразные виды искусств и архитектура, соединившись в условиях городской среды, смогут послужить мощным воспитательным средством, способным формировать личности членов будущего общества, основанного на экономическом прогрессе и социальной справедливости.




Вклад утопического социалиста Ш.Фурье(1772-1837) в развитие градостроительных идей был непосредственнее и конкретнее. Как известно, Ш. Фурье связывал свои утопические социалистические преобразования с устройством особых ассоциаций, в которых крупное коллективизированное сельское хозяйство было объединено с промышленным производством и первичными ячейками которых были поселения особого типа, так называемые фаланги. Фурье определял размеры фаланг от 1600 до 2000 жителей и предполагал, что каждая из них должна была располагать территорией, равной квадратной миле. В центре этого земельного участка должен был находиться фаланстер - огромный дворец, в котором размещались жилые, производственные и административные помещения. Построенный наподобие дворцового комплекса, фаланстер Фурье имел симметричную композицию и открытый характер застройки, чем он значительно отличался от замкнутого идеального поселения Р. Оуэна. В начале 20-х годов XIX в. Фурье в своей работе «Теория всемирного единства» выступил еще с одним проектом города, предназначенного для переходного периода к коммунистическому обществу (Фурье называл его периодом «гарантизма»). Город эпохи «гарантизма» должен был представлять собой три концентрически расположенные зоны: в центре - коммерческо-административный район, далее - индустриальный город и за ним - сельскохозяйственный пояс. Предполагалось, что плотность застройки должна повышаться к центру, а зоны отдаляться одна от другой широкими зелеными полоса­ми. Таким образом, Фурье был сторонником регулярного, регламентированного градостроительства в двух вариантах: симметрично спланированного фаланстера, окруженного сельской зоной, и концентрического поселения городского типа.



Конечно, идея создания поселения нового типа, в которой объединились бы все преимущества городской и сельской жизни, не могла найти отклика в буржуазной Франции. В 1840-е годы во Франции вновь обратились к футурологическим исканиям, наиболее ярко сказавшимся в трудах двух коммунистов-утопистов - Дезами и Кабе.

Представитель революционного крыла французского утопического коммунизма, наиболее последовательный продолжатель Фурье Т.Дезами(1803 - 1850) как и его учитель, отстаивал идею создания коммун в сельской местности, сочетавших в себе преимущества городской и сельской жизни. В 1842 г. он выпустил книгу «Кодекс общности», в которой изложил свои основные позиции и взгляды. Считая, что крупные города являются социальным злом. Дезами предлагал заменить их коммунами. В центре поселения-коммуны должен был располагаться дворец, состоявший из внутреннего, квадратного в плане корпуса, предназначенного для размещения зала собраний, театра, библиотеки и канцелярии, и внешних протяженных зданий, также образующих в плане квадрат 700x700 м. В этих зданиях должны были находиться жилые квартиры, школы и магазины. Внутренний и внешний корпуса соединялись четырьмя галереями, рассекавшими пространство центра на четыре внутриквартальных двора, засаженных деревьями. Восемь крупных П-образных в плане производственных зданий располагались на расстоянии 300 м от главного городского каре. Они служили вместилищем для промышленных ма­стерских, оранжерей и различных учреждений бытового обслуживания города. Дезами уделял большое внимание окружающему ландшафту, с которым его поселение должно было находиться в полной гармонии. Проект Дезами изобиловал многочисленными подробностями, касавшимися водоснабжения и эвакуации нечистот, создания жилищ различного типа и удобного их размещения и т. д. Дезами писал: «Превратите в красивые и удобные поселения эти грязные деревни, эти гнилые перенаселенные города, где разлагаются тело, ум и сердце! Если эта задача выше ваших сил, оставьте коммунизму осуществить ее. Он сумеет полностью оправдать все надежды и даже превзойти их».



В противоположность Дезами Э. Кабе (1788 - 1856) был сторонником больших городов. В 1840 г. Каабе опубликовал фантастический роман «Путешествие в Икарию», где и изложил свою коммунистическую доктрину. Кабе изобрел утопическое государство Икарию с населением 50 млн. жи­телей, разделявшееся на сто почти равных по территории провинций, каждая из которых, в свою очередь, состояла из 10 коммун. В пределах каждой провинции решались проблемы дорожного строительства и расселения по городам. Особое место в утопии Кабе занимает столица Икарии - город Икара, состоявший из 60 районов, заселенных представителями различных народов. Поэтому каждый район своей архитектурой должен был напоминать один из крупнейших городов мира: Пекин. Константинополь, Рим, Иерусалим и др. Центр города, подобное Парижу, располагался на острове; округлая в плане городская территория пересекалась прямолинейными магистралями-бульварами, а многочисленные площади группировались в две концентрические цепи вокруг главного центра города. Роль главных композиционных осей города Икара играли река и поперечная широкая магистраль. Промышленные предприятия, больницы и кладбища располагались за пределами города. Роман Кабе пестрил многочисленными подробностями, касавшимися жизни в этом фантастическом городе, но сам проект грешил схематизмом и поверхностным пониманием специфических градостроительных проблем. Несмотря на это, роман Кабе и его утопия пользовались во Франции 1840-х годов огромной популярностью.

Кабе пытался реализовать свои идеи в Америке, с этой целью он направился туда в 1849 г. вместе со своими единомышленниками и учениками. Несколько икарийских колоний было построено тогда в штатах Техас и Иллинойс. Позднее икарийские колонии строились последователями Кабе и в других штатах, причем первоначальные идеи коммунистических общин были искажены в них до неузнаваемости. Критикуя теоретическую и практическую деятельность учеников крупнейших социалистов-утопистов первой половины Х1Хв. Маркс и Энгельс писали: «... если основатели этих систем и были во многих отношениях революционеры, то их ученики всегда образуют реакционные секты».







Сейчас читают про: